От Андрей Чистяков Ответить на сообщение
К All
Дата 07.02.2010 18:05:52 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Для уважаемых -- статья Бутовски по ПАК ФА в крайнем номере Air&Cosmos. (+)

Здравствуйте,

Перевод я даю сходу, "с листа", так что заранее прошу прощения за языковые шереховатости, терминологические неточности и ачепятки. И у меня сразу же есть просьба к разномастным борцам, агитаторам и пр. главарям -- идти из ветки на. Или в. Мест для поцриотических или же наоборот русофобских высеров, уверен, на порно-просторах Всемирной Помойки более чем достаточно и помимо этого тихого военно-исторического форума.

Итак, вот что написал г. Пиотр в свежем номере журнала за 5 февраля (достаточно взвешенно, есть о чём языки почесать и посравнивать с "партнёрами" в лице Ф-22 и Ф-35, а некоей радости от "западного журналиста" ждать и не приходится :-)) :

Русское 5-е поколение начинает взлёт


"Сухой" осуществил 29 января полёт прототипа Т-50, воплощения московских амбиций по созданию машины завоевания господства в воздухе, сравнимой с Ф-22 "Рэптор".

Событие историческое. Оно произошло 29 января в Комсомольске-на Амуре, где крайний "новорожденный" КБ Сухого совершил свой взлёт. Прототип Т-50, разработанный в рамках государственной программы ПАК ФА и пилотируемый Сергеем Богданом, покинув землю для испытательного полёта продолжительностью в 47 минут. После лаконичного коммюнике, по случаю опубликованного "Сухим", полёт был "успешным, в полном соответствии с поставленными целями". Первый полёт был осуществлён для проверки "маневренности самолёта, нормальной работы двигателей и основных систем самолёта, а также уборки и раскрытия шасси". Итак, это с территории завода КнААПО в Комсомольске, колыбели Су-27, Су-30МК, Су-35 и СуперДжета-100, откуда "новорожденный" совершил свой первый полёт. Перевод программы испытаний в центр лётных испытаний в Жуковском, в пригороде Москвы, должен произойти в течении ближайших месяцев с целью успешного проведения более развёрнутых испытаний.
Боевой самолёт нового поколения, Т-50, является воплощением амбиций Москвы по получению машины завоевания господства в воздухе, сравнимой с американским Ф-22 "Рэптор". В официальных изданиях "Сухой" описывает основные характеристики будущего ПАК ФА в следующем ключе : способность к нанесению ударов "воздух-воздух", "воздух-земля", "воздух-поверхность" в любых условиях, исключительная мавренность, в т.ч. и на сверхзвуковой скорости, малая отражающая поверхность в РЛ, оптическом и инфракрасном диапазонах и, наконец, способность использовать укороченные ВПП для взлёта и посадки.

Облик. На что же похоже 5-е русское поколение ? Если сравнивать его с Су-27УБ, который служил в роли самолёта сопровождения во время первого полёта, то возможно уже сейчас составить себе достаточно точное представление о размерах Т-50. Машина представляется в целом меньшего размера, нежели семейство "Фланкеров", демонстрируя размах крыльев около 14 метров и длину близкую к 20 метрам. Взлётная масса машины без внешних подвесок составляет около 21-22 тонн, давая т.о. соотношение "тяга-масса" около 1,4, благодаря двум турбинам развивающим единичную мощность в 15 тонн. Максимальная взлётная масса Т-50 может быть оценена в 30 тонн, с полезным радиусом полёта в 3000 километров без дозаправки и внешних топливных баков.
Фотографии и видео-материалы, опубликованные разработчиком, подтверждают общий облик, приоткрытый весной 2007 г. в рисунке художника, мимолётно опубликованном на сайте моторопроизводителя НПО "Сатурн". Можно представить себе, что этот рисунок был из презентации для официальной индийской делегации. Несмотря на скачок поколений, можно увидеть "лапу" "Сухого" в Т-50 : две сильно разнесённые турбины, прямоугольные воздухозаборники, приподнятая передняя часть фюзеляжа, впечатляющая "стрела" позади сдвоенного киля, оптико-электронный шар и т.д.
Главные отличия бросаются в глаза, когда мы исследуем машину сверху и снизу. Согласно первым оценкам, самолёт имеет треугольное крыло с округлёнными окончаниями, стреловидностью около 53° и кромками истечения (? не знаю как точнее перевести "bords de fuite" -- АЧ) с отрицательной стреловидностью в 10°. Крыло увеличено за счёт значительного предкрылка, передняя часть которого подвижна и служит вихревым генератором -- это инновационное решение было представлено на рисунках, опубликованных в n°2200 Air&Cosmos. Они заменяют собой передние подкрылки схемы "утка" семейства Су-30 и, в целом, воспроизводят их общую форму. Вертикальное оперение самолёта состоит из двух килей значительно уменьшенного размера, наклонённых наружу на примерно 25°, полностью подвижных и воспроизводящих форму подобную основному крылу. Все виды самолёта организованы, наподобие Ф-22, таким образом, чтобы сопрячь углы атаки и истечения и сфокусировать отражение падающих РЛ волн в малом числе направлений.
Без предоставления неких крайних решений, поиск незаметности тем не менее выражается в транспортировке вооружения в закрытом отсеке, в профилировании протоков воздуха в угадываемой форме "S" для экранирования лопаток компрессора в передней полусфере и в передней части физеляжа, выполненной из плоских поверхностей, что не даёт не вспомнить Ф-35. Другие детали будут улучшены "Сухим", такие как колпак кабины, основной металлический каркас которой должен исчезнуть на серийных версиях, и применений поглощающих РЛ волны покрытий. Согласно российскому ТВ, "Сухой" заявил, что ЭПР Т-50 должна быть в 40 раз меньшей, чем у Су-30.

Вооружение. Первые фотографии Т-50 позволяют увидеть два отсека для вооружения, расположенные тандемом в нижней части фюзеляжа и занимающие всё то свободное пространство, которое было на Су-30, от передней стойки шасси до сопел турбин. Длиной примерно в 4,7 метра и шириной более 1 метра, каждый из отсеков может вместить две ракеты "воздух-воздух" большой (тип 810) или средней дальности (К-77М), или же две ракеты "воздух-земля" Х-38М или противорадарные Х-58УШК. Три года тому назад (первые изображения датируются летом 2007 г.), Су-47 "Беркут" был замечен в полёте с новым отсеком для вооружения, длиной в 4,7 метра и шириной в 0,9 метра -- в конфигурации, позволившей проверить отсек для Т-50.
В дополнение в двум этим тандемным отсекам прототип Т-50 демонстрирует также два "нароста", достаточно узких, под крыльевым оперением, которые могут служить для размещения ракет малой дальности (Р-73/К-74) каждый. В то же время, отсутствие крышки, заметной на испытываемом самолёте, позволяет подумать, что речь может идти о контейнерах, содержащих электронное оборудование, типа оборудования РЭБ или боковой РЛС. Под крыльями предусмотрено также крепление 6 дополнительных узлов подвески, включая 2 под воздухозаборниками.

Авионика. Разработка электронных систем Т-50 идёт в запланированном ритме, в первую очередь благодаря текущим работам по программе Су-35 (два лётных прототипа с 2008 г.), с которыми ранние версии ПАК ФА должны иметь одинаковую базовую авионику, в первую очередь, в том, что касается приборной панели кабины и оборудования навигации и связи.
В то же время Т-50 должен быть оснащён новой бортовой РЛС, квалифицируемой как "многофукциональная". Названная Ш121 и разработанная в НИИП им. Тихомирова, эта система была впервые представлена на авиа-выставке МАКС-2009 (см. Air&Cosmos n°2184). Она должна состоять из пяти АФАР : трёх находящихся в передней части фюзеляжа (одна фронтальная и 2 боковых, работающих в волновом X диапазоне -- конфигурация, изначально предусмотренная в программе Ф-22А) и двух, работающих в волновом L диапазоне, расположенных на передних кромках крыльев. Система, которая согласно НИИП, может быть дополнена РЛС, работающей в волновом диапазоне Ka (миллиметровом) и расположенной в контейнере. Детектирование и распознование воздушных целей также возможны благодаря оптико-электронному "шару", являющему характерным для семейства "Фланкеров", размещённому впереди кабины пилота и уже заметному на прототипе Т-50; эта система разработана на УОМЗ в Екатеринбурге.

Двигатели. В настоящий момент, прототип Т-50 приводится в движение двумя турбинами АЛ-41Ф1 (изделие 117), каждая из которых развивает 14,7 тонн тяги. Этот двигатель является улучшенной версией АЛ-41ФС (117С) тягой 14,2 тонны, которыми оснащён Су-35. Первые лётные испытания АЛ-41Ф1 начались 21 января 2010 г. в Жуковском на борту "летающей лаборатории" Су-27 (n°710). С начала 2000-х гг. моторизация ПАК ФА должна была быть разделена на 2 этапа : прототипы и первые серийные машины должны быть оснащены АЛ-41Ф1, с то время как оставшаяся часть серии будет оснащена более мощными двигателями, развивающими более 16 тонн тяги и обладающими меньшей массой и пониженной стоимостью эксплуатации.
Опубликованный в 2006 г. тендер на этот новый двигатель был отменён в мае 2007 г. после получения ответов от НПО "Сатурн" и ММПП "Салют", и до сих пор не возобновлён. В январе 2010 г. директор "Сатурна", Илья Фёдоров, заявил, что новый тендер должен быть открыт в первом картале этого года.

Что же дальше ? Каково будущее у испытательной программы Т-50 ? В настоящее время три фюзеляжа машин, предназначенных для лётных испытаний, готовы или находятся в производстве, также как три фюзеляжа машин для наземных испытаний. Также три "летающих лаборатории" мобилизованы в интересах программы : новые системы полёта, также как отдельные структурные элементы, проходят испытания на борту Су-47 "Беркут"; двигатель АЛ-41Ф1 установлен на Су-27М n°710, в то время как испытания Ш121 должны начаться в этом году на борту Су-30МК2 n°503. Если верить опубликованным "Сухим" планам, конструкторские испытания должны продлиться до 2012 г., после чего самолёт будет передан в военный испытательный центр в Актюбинске для получения государственной сертификации. После первого полёта премьер-министр Владимир Путин также заявил, что первые предсерийные машины будут поставлены в центр оперативной подготовки в Липецке в 2013 г., и что начало серийного производства ожидается в 2015 г. (странное расхождение с тем, что писалось на форуме, ПМСМ -- АЧ).
В 2012 г. будет проведён первый концептуальный разбор, результаты которого решат будущее программы. Одно из ключевых решений должно быть принято по моторизации Т-50 : неудача первого тендера на двигатель ПАК ФА проявляет настоящюю проблему в области исследований и разработок у российских мотористов, которые по-видимому имеют большие сложности в вопросе значительного увеличения мощности существующих образцов. Время, необходимое для запуска в производство совершенно нового двигателя, отвечающего желаемым требованиям для ПАК ФА, оценивается в десятилетие.
Также вероятно, что в 2012 г. будет начата программа нового лёгкого истребителя для замены семейства МиГ-29, которая впитает в себя новые технологии, доведённые и проверенные на прототипах Т-50. Возможно, что разработка нового истребителя будет проводиться КБ РСК "МиГ", объединённом с таковым "Сухого" под общим руководством Михаила Погосяна, одновременно находящимся во главе отделения боевых самолётов ОАК.

Скан статьи для предпочитающих французский -- в Копилке :

ПАК-ФА от Бутовски
[503K]



ПАК-ФА от Бутовски
[457K]



ПАК-ФА от Бутовски
[512K]



ПАК-ФА от Бутовски
[540K]



Врезки в тексте (об истории создания, об "индийском друге" и о 6 самолётах испытательной программы) переводить мне сейчас просто некогда. Ниже даю виды самолёта "под всеми углами" с предполагаемыми элементами конструкции, идентифицированными журналом :

ПАК-ФА от Бутовски
[294K]



1. РЛС
2. ОЭ "шар"
3. Детектор инфра-красного излучения
4. Задний "аппендикс", в котором возможно находится задняя РЛС
5. Киль
6. Моноблочное горизонтальное оперение на титановом каркасе
7. МЕсто для пушки (одноствольная, 30мм)
8. Место для уст-ва дозаправки в воздухе
9. Подвижная часть предкрылка
10. Место предполагаемого расположение боковых РЛС
11. Двухсекционный задний элерон (?)
12. Двигатель с вертикально подвижными соплами
13. Контейнер для тормозных парашютов
14. Отсеки для вооружения
15. "Наросты" длиной 4,5 метра для ракет или электроники. Передняя часть закрывает механизм предкрылков.
16. Места для узлов внешней подвески.
17. Места для эжекторов птических и электромагнитных ловушек
18. Внешний каркас протоков воздуха в форме "S"

Всего хорошего, Андрей.