От sss Ответить на сообщение
К Николай Поникаров
Дата 09.02.2010 19:51:44 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Да ладно...

>Да, часть боевых кораблей смогла бы прорваться в нейтральные порты. Во Владивосток - очень вряд ли.

Да, речь именно о нейтральных портах. Прорваться во Владивосток, по большому счету, невозможно уже летом 1904.

>Для этого нужно было вернуть моряков и часть орудий с сухопутного фронта на корабли, исправить повреждения, восстановить организацию службы, принять уголь. На все, как минимум, несколько дней. Нужно ли было это делать? Пожалуй, да. Только не дожидаться падения Высокой, а прорываться эскадрой в начале августа.

>И, разумеется, от прорыва отказались не потому, что "готовности сражаться и умирать не хватало". Если б командир "Баяна" или "Севастополя" вдруг самовольно увел свой корабль в нейтральный порт, то это называлось бы дезертирством.

В начале августа - да, это дезертирство. Тогда эскадра еще могла рассматриваться как боевая сила, хоть и не ахти какого качества. В середине ноября это уже не боевая сила, а мишень для гаубиц, и уход хотя бы части кораблей - это шанс спасти тысячи людей от плена перед лицом уже практически решенной капитуляции. Возможно, от гибели в плену (это сейчас мы знаем о гуманности японцев в 1904, а могли бы традиционно всем оптом кочан оттяпать или направить строить какой-нибудь мост через реку квай).
Также и шанс сохранить хоть какие-то единицы флота. (опять же, это лишь потом выяснилось, что корабли РЯВ через 5 лет уже будут барахло ненужное, в 1904 это абсолютно неочевидно)
Уход миноносцев и катеров в декабре уж точно не рассматривался как дезертирство. Во всяком случае вполне официозная "Оборона Порт-Артура" по этому поводу пишет:

Без особых усилий прорвались через блокаду миноносцы «Смелый», «Властный», «Сердитый» и «Бойкий» и несколько минных и паровых катеров. Ни один из них не погиб и не был захвачен противником.

Прорыв миноносцев свидетельствовал о том, что с неменьшим успехом это могли сделать и другие корабли. Но предатели, как известно, уготовили им другую участь. 6 декабря Вирен не без ведома Стесселя не разрешил вывести корабли в море, и они после падения Высокой горы были потоплены во внутренней гавани артиллерийским огнем с суши. Впоследствии большинство кораблей японцы подняли из воды и отремонтировав их ввели в строй своего флота.


http://militera.lib.ru/h/sorokin_ai/14.html

Про предательство может, конечно, и мимо, но "ожидание снаряда на голову сидя ровно на попе" для командира лишь немногим лучше (((

>P.S. Про нейтральный порт Чифу: вспомните "Решительный" Рощаковского.

Да, было такое. Но 1 раз за войну, если не ошибаюсь. Не менее 10 других интернировавшихся боевых кораблей, в том числе немало интернировавшихся в том же Чифу - благополучно вернулись в Россию потом)