От Booker Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 12.02.2010 23:45:08 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Искусство и творчество; Версия для печати

Скандальная картина начала прошлого века

Новоскольцев написал на тему опричнины. Типа, предтеча Лунгина.
Критик Михайловский про неё упомянул в таких выражениях:

...Картина г. Семирадского напомнила мне бывшую на одной из недавних академических выставок картину г. Новоскольцева из времен Ивана Грозного.
В доме опального боярина хозяйничают опричники. Центр картины занимает обнаженная девушка, дочь боярина, над которой только что зверски надругались опричники. Отец боярышни сидит связанный, а опричники, уверенные в своей безнаказанности, тут же, в присутствии -- не помню уже, трупа или только "кажущейся безжизненной" девушки,-- весело пируют. Какой сюжет! Какая страшная, потрясающая тема, и как должен содрогаться зритель, прикованный, несмотря на свой ужас, к картине художественным наслаждением переживания этого самого ужаса! Но ничего подобного зритель не испытывает. "Сердце в том не убедится, что не от сердца говорится".
Г-н Новоскольцев "любуется необычайностью и прелестью пластики воспроизведенной им quasi-исторической сцены", как могли бы любоваться ими опричники (могли бы, потому что на картине они даже не обращают внимания на дело рук своих). Что же,-- возродилась в г. Новоскольцеве душа зверя опричника? Конечно, нет. Опричнику доставляла наслаждение борьба, драка, разрушение, кровь, а г. Новоскольцев устроил в разгромленной комнате такой чистенький, аккуратный беспорядок и вообще так убрал и вымыл все следы борьбы, что для ужаса не остается никакого повода. Поклонники "чистой" красоты скажут, что в этом-то и состоит достоинство картины, так как в ней нет "гражданского смысла", а есть "красивые ("превосходные" в данном случае слишком сильное слово) пятна". Но тогда незачем выбирать подобные сюжеты, мало ли других поводов для изображения красоты женского тела. У некоторых французских художников "клеймат позволяет" разгуливать женщинам нагишом по лесу. Это бессмыслица, так "не бывает", но это не оскорбляет вас в такой мере, как холодное и лживое трактование зверского преступления. Оно холодно и лживо, ибо нельзя себе представить, чтобы девушка на картине г. Новоскольцева не сопротивлялась, чтобы ее просто раздели, не нанеся ей ни одной царапины, не обагрив ее девственного тела ни единой каплей крови, и не получив, в свою очередь, никакого повреждения своим лицам и костюмам: опричники такие чистенькие, точно сейчас ванну взяли, и костюмы на них с иголочки, ни одна пуговица в свалке не оборвалась. Вот почему картина холодна и лжива.

Конец цитаты.

Сама картинка куда-то пропала, но фотка (плохая) с неё - живёт!
http://starosti.ru/article.php?id=15185

С уважением.