От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Exeter Ответить по почте
Дата 16.02.2010 16:59:50 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: Это все...

>Средства РЭБ у ВВС Ирана вполне себе были. Им поставлялись поды ALQ-71, 72 и 87. Более того, напомню, что иранские F-14 имели такую секретную на тот момент систему боевого опознавания как APX-81, позволявшую обнаруживать и опознавать цели без задействования РЛС, по источнику работы системы госопознавания противника.

Лукавите. ALQ-71, 72 и 87 - маломощные джаммеры только для Ф-4, причем ALQ-71, 72 - весьма древние, ранневьетнамской эры (достаточно сказать, что они устанавливались и на таких старых аппаратах, как F-101, F-105D/F).
А вот передового широкополосного AN/ALQ-100 на иранских Ф-14А и Ф-4Е не было, в отличие от американских.

>Все разговоры о каких-то иранских высоких научно-промышленных достижениях при муллах есть больше иранский патриотический треп. Реально все значимые иранские оборонные предприятия были построены или начаты постройкой до 1979 г., тогда же импортированы новейшие на тот момент технологии, создана система профессиональной подготовки кадров. Само поддержание боеготовности иранских ВС последние 30 лет связано почти исключительно с инфраструктурой, созданной до 1979 г. (кстати, в том числе и с помощью СССР - главный иранский БТРЗ построен Советами).

Если говорить о бронетехнике, главные иранские заводы танков и БМП построены после 1990 г. при помощи СССР/России. Именно их продукция (Т-72С и БМП-2) является основой иранской армии сегодня и массово применяется на учениях.
А вот попытки создать что-то серийное на базе М60 и "Чифтена" до сих пор не увенчались успехом, причем в "Зульфикар" приходится вставлять пушку с АЗ и двигатель от Т-72С.
Причем "шахские" заводы стали давать какую-то отдачу только в последние 10-15 лет, результатов не было видно в первую половину "пост-шахской тридцатилетки". То есть на них работает уже новое поколение кадров и оборудования.

>То, что у иранцев до сих пор летают такие архисложные машины, как F-4 и F-14, и ремонтируются их двигатели - это именно заслуга созданной под них при шахе качественной авиаремонтной базы. На каннибализации можно продержаться 10 лет, но не 30.

Как раз пример в мою пользу: в первое послешахское десятилетие перебивались только каннибализацией и случайной контрабандой запчастей. Ужимание авиапарка прекратилось только около 2000 г. - именно с этого момента удерживают в строю примерно 20 Ф-14А и прочую старую авиатехнику, и даже стали слегка модернизировать. В этом заслуга не шахской зачаточной индустрии 1970-х, а нового поколения 1990-х.

>Причем эта инфраструктура работала в Иране даже после прекращения всякого американского содействия. То, что шах за считанные годы смог создать это в недавно еще полудикой стране, которая за 10-15 лет до того даже "Сейбры" содержать не могла - его колоссальный успех и колоссальная заслуга.

Не работала эта инфраструктура без прямого американского участия, иначе летный парк шахского происхождения не ужался бы вчетверо-впятеро. Достижение самодостаточности в ремонте - заслуга много более позднего времени.

>Вы сами превосходно знаете, что иранцы сейчас лепят в оружейном смысле всякое гумно.

Это не вполне верно. Иран, действительно, не в состоянии производить настоящий "хайтек" и не имеет зрелой конструкторской школы.
Но он вполне уверенно и самостоятельно производит широкий диапазон "базовой" сухопутной техники 1980-х гг. на основе китайско-позднесоветских лицензий и самостоятельных клонов. Это разнообразные "простые" боеприпасы от 5,56 до 155 мм (и НАТОвских, и советских калибров), стрелковое оружие и РПГ, Т-72С и БМП-2 (включая пушки, двигатели, прицелы и НДЗ), джипы, грузовики и легкие БТР, минометы всех классов, 122-мм клон "Гвоздики" и 155-мм клон М109, клон "Града" и тяжелые РСЗО то ли своей, то ли китайской разработки, ПТУР "Конкурс-М" и "Импрувд Тоу" (причем только что освоили лазерную версию Тоу, аналогичную израильскому МАПАТС или Ингве из ЮАР), средства связи, клоны 23-мм ЗУ, 35-мм ЗУ "Эрликон" и 76-мм ОТО Мелара, и легкие РЛС управления стрельбой к ним, китайские ПЗРК, аналогичные "Игле-1", БПЛА размерности "Пчелы", но с лучшими характеристиками. Не стоит пренебрегать и иранскими ОТР - пусть не "Искандеры", но уже вполне "Точки", на твердом топливе и с современными ИНС. В ВВС успехи скромнее, тем не менее, смогли освоить клоны Ф-5Е и Белл 212 (пусть и с использованием старых запчастей и, для вертолета, нелегально ввезенных двигателей), освоили производство авиабомб с лазерным наведением (сравнимых с КАБ-500Л), разных комплектующих, даже простых ракет "воздух-воздух" с ИК-наведением. Для флота освоили китайские ПКР, сравнимые с Экзосетом-Гарпуном, клонировали французский РК "Ла Комбаттант" со всем вооружением, строят 1200-т корветы, освоили постройку мини-ПЛ (даже если сомнительных достоинств) и ремонт ПЛ пр. 877 (как минимум, текущий).
И всё это достигнуто не при шахе, а в 2000-е гг.

>Шах же вполне реально замахивался на организацию уже в 80-е гг лицензионного производства F-18L и вертолетов Bell 214. Кстати, частично построенный вертолетный завод Bell и есть до сих главная иранская вертолетная производственная база ихней ПАНВА, или как ее.

Этот самый завод смог произвести первые клоны "Беллов" буквально год-два назад, через 30 лет после свержения шаха. До того занимался только ремонтом. Разве это шахская заслуга.

>И разговоры, что де "при шахе зачатки военной промышленности полностью зависели от американских специалистов и поставок комплектующих из США и Великобритании" есть именно идиотские патриотические завывания. Проще сказать, что при шахе Иран получал и абсорбировал самые передовые западные технологии и успешно развивался. А при исламистах варится в собственном соку, что мы и видим.

Эти технологии были реально освоены только при исламистах. Освоены замедленно, с большим трудом, зато собственными усилиями и умом, и в полной мере.
При шахе Иран следовал бы по турецкому пути в лучшем случае, т.е. занимался бы сборкой из иностранных компонентов по иностранным лицензиям, даже если и более передовых моделей.

>Научные кадры при шахе "на нуле" не были, кстати - количество студентов как в иранских вузах, так и в западных, при шахе росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Собственно, эти студенты во многом беднягу Реза и погубили.

Этот рост не прекратился в ИРИ, напротив, ускорился и расширился. Включая и подготовку на Западе (и в МАИ тоже).

>Поэтому все эти патреоцкие иранские причитания нужно сопоставлять с реальностью. А реальность такова, что современный Иран создал шах Реза Пехлеви. И муллы после 1979 г. реально продвинулись по пути прогресса очень мало, а во многом отбросили страну назад.

Это не так. Иран при шахе оставался отсталой страной (совсем как царская Россия, даже хуже) с крайним расслоением общества. Сейчас в ИРИ создана широкая индустриальная база, именно за последние двадцать лет. Она неэффективна, но теперь, по крайней мере, есть у чего повышать эффективность. Две трети населения живет в городах, уровень образования относительно высок, ВВП на дущу населения выше турецкого и сравним с Румынией или Казахстаном.

>Шахский иран 2010 г. был бы во всех без исключения аспектах намного более могущественным и развитым государством, чем нынешний Иран 2010 г.

В самом Иране шаха считают американской марионеткой и кормильцем множества американских компаний и "советников" (зачастую с сомнительной пользой для страны), создателем показушных "белых слонов" сомнительной эффективности и полностью зависящих от заграницы. Его время считается временем крайнего социального расслоения и неравенства, отбрасывания большинства населения в нищету и безнадежность при привилегиях для немногих.

>Шахский Иран реально и очень быстро двигался вперед, в то время как про нынешний режим Вы же сами признаете, что он болтается в межеумочном положении. И вся эта урановая возня Ахмадинеджадов никак о прогрессе не свидетельствует. Пакистан и с атомной бомбой как был помойкой, так и остался.

Прогресс ИРИ за последние 20 лет огромен. Однако резервы этого прогресса, основанного на "импортозамещении" и автаркии, исчерпаны. Надо переходить с экстенсивного пути развития, начальной индустриализации, на интенсивный - повышение экономической эффективности и наукоемкости производства, иначе начнется застой, равноценный регрессу. Как кажется, он уже начался - но еще не перешел в настоящий регресс.