От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Евгений Путилов Ответить по почте
Дата 12.02.2011 20:16:14 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Не различаете цветов и оттенков?

>>Но в Египте нет своего Хомейни, нет такого сплоченного, активного и оппозиционного духовенства (есть некое подобие в виде подпольной самоорганизации "братьев-мусульман", но это явление более слабое, с более узкой социальной базой).

>Эта организация как раз с очень широкой социальной базой.

Если я неясно выразился, могу сформулировать яснее: египетские братья мусульмане - организация с более узкой социальной базой, чем руководимая муллами "базарная оппозиция" в Иране накануне революции 1979 г. Братья-мусульмане опираются процентов на 20 населения, едва ли больше. То есть на явное меньшинство. И именно поэтому едва ли способны взять власть прямо сейчас.

>>В Египте, в отличие от Ирана, скорее всего установится временное правление армии (как справедливо отметил Presscenter выше).
>
>В стране 30 лет военное положение. Против этого в конце концов и бунт был, как против системы власти, не удовлетворившей потребности большой части местного общества. Потому скорее всего будут выборы, а не хунта.

Бунт был против правящей Национально-демократической партии и президента с приближенными, а не Высшего совета вооруженных сил, передачу власти которому (пусть на временной основе) большинство бунтующих приняло с удовлетворением.
То есть первое (НДП и президент с аппаратом) и второе (офицерство армии) величины связанные и пересекающиеся, но отнюдь не идентичные в египетском общественном мнении. По крайней мере, пока.

И выборы выборам рознь. И при Пиночете были выборы, и в Алжире после отмены "исламистских", и в Турции после переворота 80-х, и в Пакистане, и т.д.
Одно дело выборы при сохранении формального контроля со стороны четко выраженного военного органа, другое дело - действительно "свободные демократические".

>>Она пользуется авторитетом в стране (в отличие от гражданской администрации) и поддерживается местными образованными кругами.
>
>А где там гражданская администрация? Из 29 губернаторов 24 - генералы. Массовые зачистки в Кене и Асьюте времен нынешнего вице Омара Сулеймана аль-Рифаи как "базы братьев-мусульман", а там банально жрать было нечего. За бунт арестовали 30 тыс. чел и ввели там военную резервацию. Вот вам и весь авторитет военных.

Авторитет военных среди более образованных и зажиточных слоев населения есть. Хотя бы потому, что они считают именно военных главной гарантией против люмпенизированной части общества. И считают "чистых военных" менее замаранной и более здоровой частью, чем та часть военной верхушки, что прямо вовлечена в "бизнес", не говоря уже о "военных, ушедших в гражданские". Может быть, это иллюзия, но на сегодня она присутствует. Т.е. есть надежда, что военная верхушка отторгнет паршивых овец из своей среды и около, и "пойдет путем модернизации".

>>И это был бы хороший вариант.
>
>Это будет то, что уже было. Весь крупный бизнес и без того в руках военных и бывших военных или у них в услужении (за исключением нескольких рож, окопавшихся в Париже и в США, но они обслуживали самого "раиса Мубарака"). Как раз передел может начаться. И авторитет погон там не поможет.

Может будет, а может и нет. Есть прецеденты "плавной стабилизации" после короткого прямого военного правления. В Турции прежде всего, Алжире, даже Южной Корее.

>>Однако ситуация неустойчивая и может повернуться по-разному. Неясно, сможет ли армия создать дееспособный и сплоченный "временный военный совет", или в ней самой начнутся раздоры и борьба за власть, выдвинет ли своего лидера или выберет кого-то из гражданских. И, главное, сможет ли начать настоящие реформы общества.
>
>Последняя фраза особенно понравилась. Военные проведут реформы общества :-)

Хорошо, что понравилось. Гамаль Абдель Насер, например, был председателем исполкома организации «Свободные офицеры». Турция, Алжир уже упомянуты. Эфиопию можно упомянуть. В Чили были таки реформы, инициированные армейской верхушкой, пусть неоднозначные.

"Военные" - не есть нечто монолитное. При получении прямой ответственности за страну, непременно начнется спор о путях развития и способах решения насущных проблем. Те, кто предложат перспективные и популярные решения, вполне могут оттеснить "реакционеров". Хотя может получиться и наоборот, с окончательной потерей авторитета, вплоть до деморализации и развала армии в силу внутренних противоречий (как в Иране в 1979 г.).

>>Если же начнется раздрай с новым усилением кризиса, и на новом витке и армия потеряет авторитет, возможен приход к власти исламистов. Но на данный момент это не очень вероятно. Пока исламисты в меньшинстве в Египте, в том числе и среди политически активной части населения.
>
>Там исламисты сильно разные. Радикальные действительно в меньшинстве. Но все остальные части общества (включая военных) - это как раз исламисты разной степени религиозности. Вам не приходилось видеть египетский генералитет ВВС на намазе? Мне пришлось однажды. Это типа светские гаспада, владельцы отелей на Красном море и супемаркета в Каире, авторитетные в обществе "беи".

Мусульманин - не есть исламист. Иначе и турецких генералов придется записать в "исламисты", и алжирских, и шахских. Никто из них официально себя атеистом (тем более, христианином) не объявлял. И если надо, любой изобразит намаз в лучшем виде.
Как его изображали перед телекамерами Дудаев с Масхадовым, после многих лет беспорочной службы в Сов. Армии и членства в КПСС. Или как покойный Г.А. Алиев, обернувшись в простынку, изображал перед телекамерами высшую степень благочестия во время хаджа в Мекку. Невзирая на 25 лет стажа в НКВД-МГБ-КГБ и последующую плодотворную партийную карьеру, включая заседания в Политбюро.

Когда говорят о задаче установления "исламского государства", подразумевают совсем другое. В мягком виде иранскую модель, в жестком - талибанскую. В боковом - саудовскую и пакистанскую.
Пока силы, выступающие за подобные модели, в Египте в меньшинстве и не имеют реального влияния на силовые и властные структуры. Это влияние им еще предстоит создать, если позволят.