От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.08.2011 10:17:29 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

?? по походу ледокола Микоян и по режиму Проливов в ВМВ

Из старой публикации в М-К
В ноябре 1941 года поступило приказание снять вооружение и готовиться к выполнению важного Правительственного задания. За пять дней орудия демонтировали, а вместе с ними заменили военно-морской флаг на государственный. Вспомогательный крейсер “А. Микоян” снова стал линейным ледоколом. Часть командного состава и комендоры убыли на другие корабли и сухопутный фронт.

Ледокол прибыл в Батуми. Вслед за ним сюда же пришли три танкера: “Сахалин”, “Туапсе” и “Варлаам Аванесов”. Все три одинаковые по водоизмещению, грузоподъемности и с примерно равной скоростью полного хода. Ранним утром 25 ноября суда стали выходить на внешний рейд, где их уже ожидали лидер “Ташкент” и эсминцы “Способный” и “Сообразительный”. Вскоре караваи вышел в открытое море, взяв курс на Босфор. 30 ноября, выдержав в пути жестокий шторм, подошли к турецкому берегу. Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу “счастливого плавания” и повернули назад.

Войдя в Босфор, суда стали на якорь. Вскоре на “А. Микоян” прибыл советский военно-морской атташе в Турции капитан 1-го ранга Родионов, а с ним английский офицер — капитан-лейтенант Роджерс. В каюте капитана 2-го ранга Сергеева состоялось совещание. Родионов сообщил собравшимся о решении Государственного комитета обороны, в котором ледоколу и танкерам ставилась задача прорваться в порт Фамагусту на Кипре, где танкерам предписывалось поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу следовать на Дальний Восток.


1) участвовали ли в прорыве танкеры и сколь успешно? В статье рассмотрение этого вопроса опускается. Если - да, то где они в дальнейшем использовались? Отчего вообще такая "щедрость"?

2)Насколько я понимаю - турки разрешали проход через Босфор для любого торгового невооруженого судна - судя по примеру с "Микояном", возвращению "Сванетии", регулярного движения итальянских танкеров в обе стороны.
Основную трудность, естественно представлял прорыв через Эгейское море.
Почему не предпринималось попыток - в условиях дефицита тоннажа на ЧМ запросить хотя бы несколько ТР у англичан (в обмен на те же танкеры или по ленд-лизу) и попросить их обеспечить прикрытие прорыва в Босфор.