От Поручик Баранов
К Максим Гераськин
Дата 26.06.2000 16:34:27
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

Re: Тогда вопрос

>Не очень понятно. На И-16 вести бой на вертикалях против Me невозможно из-за огромной разницы в скорости. Насколько я понимаю немцы воевали в основном на вертикалях, да и глупо воевать "по горизонтали" имея большое преимущество в скорости (над И16). В этом отношении Ла и Як позволяли более-менее воевать.
>По-моему, дистанция огромного размера (по ср. с И-16)

И-16 не мог навязать бой немцу, но уйти от его атак мог всегда, если только вовремя замечал противника. Что, кстати, ему было сделать легче, чем пилоту "мессершмитта", имевшего очень плохой обзор назад-вверх, назад-вбок и вперед-вниз.

Если же немец ввязывался в ближний бой, И-16 делал его без базара.

С уважением, Поручик

От Олег...
К Поручик Баранов (26.06.2000 16:34:27)
Дата 26.06.2000 18:02:52

Если посмотреть наставления по ведению воздушного бо

Добрый день...

За 1943 год примерно, так вот,
там рекомендуют при атаке Чайки Мессером сзади, развернутся и открывать огонь с 3/4. Т.е. Чайка успевала развернуться и открыть огонь! И это при наличии вооружения, более мощного, чем на ЯКе...

С уважением...

От vlad
К Олег... (26.06.2000 18:02:52)
Дата 27.06.2000 01:58:24

Re: Если посмотреть наставления по ведению воздушного бо

>Добрый день...

>За 1943 год примерно, так вот,
>там рекомендуют при атаке Чайки Мессером сзади, развернутся и открывать огонь с 3/4. Т.е. Чайка успевала развернуться и открыть огонь! И это при наличии вооружения, более мощного, чем на ЯКе...
**************************
Один на один как правило не воюют, минимум пара/звено поднимается в воздух. Помимо прочего это делается и для результативности такой атаки, о которой идет этот спор. Грубо: ведущий атакует цель (в данном примере звено "чаек") и следует за ней на вираже (уходя вверх, в крайнем случае вниз пикированием, до того как "чайки" смогут, развернувшись, открыть огонь, у него есть для этого порядка 15-ти секунд после начала ими виража, поскольку он все-таки сделает часть их виража, хоть и медленнее. А при разнице их скоростей 30 м/с это полкилометра, граница прицельной стрельбы). В это время ведомый атакующей пары, не "держась" за хвост ведущего, атакует по дуге бОльшего радиуса в упрежденную точку (т.е. установив, в какую сторону противник делает вираж, поорачивает в эту сторону и идет почти по прямой. Его скорость выше чем цели, т.к. он мало маневрирует, и составляющая скорости "вперед" у цели все время уменьшается - в дальней их точке виража она вообше равна нулю, т.е. они летят под 90 градусов к его курсу). Его задача - "пропустить цели через свою очередь", т.е. выбрать упрежденную точку, может быть даже пристреляться короткой очередью, и перед проходом этой точки целью открыть огонь - она сама влетит в его очередь
(риска для него никакого практически нет, оружие истребителей стреляло только вперед, а развернуться на него не позволял радиус установившегося виража). Дальше он выходит из боя, тратя только что набранную скорость на набор высоты, отыскивает вверху своего ведущего, и при необходимости они повторяют атаки по этой схеме, "наваливаясь" вдвоем на крайних и одиночек и уходя затем обратно наверх.

Именно против этой тактики немцев пилоты "чаек" и "ишаков" инстинктивно вставали в "круг" - в этом случае один из них мог атаковать этого несущегося в упежденную точку ведомого в лоб. С "кругом" боролось начальство, помимо прочего и потому, что из него уже никого из противников (если они не делают ошибок) сбить нельзя - противник уже выше, т.е. истребитель не может сделать то, для чего предназначен - нанести противнику ущерб.

Такие атаки требовали групповой слетанности, знания возможностей техники, также крайне желательно была устойчивая радиосвязь в паре, и не лишним было целеуказание с земли - а все это у немцев было. Ответом на эту тактику Мессершмитов было противопоставление ей количественного превосходства ("этажерка" эшелонированная по высоте), с маневренными машинами внизу этажерки (при этом истребители верхних ее этажей могли атаковать Мессершмиты, когда они заканчивали боевой разворот выходя из атак, т.е. теряли скорость, а самолетам нижних этажей ставилась в первую очередь задача вовремя обнаружить атаку и своевременным маневром не дать себя сбить, ну и при возможности набрав высоту поддержать тех кто ведет бой выше, конечно).

С уважением