От mohilev Ответить на сообщение
К Ornst Ответить по почте
Дата 16.04.2010 11:37:29 Найти в дереве
Рубрики 1941; Части и соединения; Версия для печати

Re: [2mohilev] Неизвестный...


>>А где можно почитать?
>Гм, я вроде как написал, у М.Коломийца в ФИ 2004/03 стр.53-56 (ФИ - Фронтовая иллюстрация)

>Цитирую

>ЗЕНИТНЫЕ БРОНЕПОЕЗДА
>В ходе советско-финлядской войны командование Красной Армии пришло к мысли о необходимости иметь зенитные бронепоезда для прикрытия железнодорожных узлов и районов сосредоточения войск.
>Так, 15 января 1940 года начальник АБТУ РККА Д. Павлов направил на имя наркома обороны К. Ворошилова письмо следующего содержания:
>«В целях создания подвижных жд средств для борьбы с авиацией и закрытыми целями противника прошу Вашего ходатайства перед Председателем комитета обороны СССР тов. Молотовым о срочном отпуске подвижного железнодорожного состава о об установке па нем 76-мм пушек образца 1931 года с приборами управления и минометов по тактико-техническим условиям АБТУ И АУ РККА».
>К письму прилагался проект постановления Комитета Обороны СССР:
>«О выделении подвижного состава и установке на нем артиллерийских систем, предназначенных для создания 5 железнодорожных батарей (с 7б-мм пушками образца 1931 года) для стрельбы по воздушным целям:
>Обязать Наркомсредмаш (Главтрансмаш) немедленно выделить АБТУ РРКА 15 штук 50-тонных платформ производства завода имени Урицкого.
>Обязать Наркомтяжмаш произвести на заводе «Красный Профинтерн» (Орджоникидзеград) установку 76-мм обр. 1931 года на 10 50-тоных платформах производства завода имени Урицкого и на 5 платформах - приборов управления артиллерийским огнем по тактико-техническим требованиям АУ и АБТУ КА.
>Обязать НКПС выделить 5 штук 20-тониых платформ для АБТУ.
>Обязать НКТМАШ произвести на 5 20-тонных платформах установку минометов».
>Автору не удалось найти подтверждения о принятии данного постановления, но видимо к какому-то решению по данному вопросу «наверху» пришли. Во всяком случае, уже 16 января 1940 года начальник артиллерийского управления Красной Армии комдив Савченко направил в адрес начальника АБТУ РККА Д. Павлова следующее письмо: «Для обо-рудования бронепоездов зенитным вооружением первые 6 бронеплощадок с установленным щитовым прикрытием направить на завод № 8 имени Калинина, г. Мытищи, Московская область». Поперек оригинала письма рукой Павлова было написано: «т. Коноплеву. Доложите, в каком состоянии изготовление. 21.1.40". Какую должность занимал товарищ Коноплев автору неизвестно, но с уверенностью можно сказать, что заказ на зенитные бронеплощадки был выполнен. Судя по имеющимся материалам, бронирование велось на «Красном Профинтерне», а установку вооружения и приборов управления артиллерийским огнем провел завод №8 имени Калинина в подмосковных Мытищах. После испытания вооружения матчасть направили в распоряжение 18-го полка ПВО, расквартированного в городе Карачев.
>Площадки с вооружением изготавливались на базе 50-тонных вагонов производства «Красного Профинтерна». На концах открыто устанавливались 76-мм зенитные орудия образца 1931 года, в центре размещалась рубка из 15-мм брони высотой 1500 мм без крыши. В нем монтировались шаровые пулеметные установки, в центре размещалась счетверенная зенитная установка Максимов, здесь же находились стеллажи со снарядами и патронами. Площадки с приборами управления артиллерийским огнем имели защиту из 15-мм брони высотой 1200 мм.
>4 мая 1940 года начальник военного склада №60 интендант 1-го ранга Сорокин-Ражев докладывал в АБТУ РККА:
>«Доношу, что 4 мая с.г. на основании распоряжения ГШ N° 5\3\117, переданного начштаба ОрВО, получено от 18 полка ПВО - Карачев - следующие бронеобъекты:
>1. 10 шт. орудийных бронеплощадок на каждой бронеплощадке имеется счетверенная зенитная пульустановка, 2 бортовых пулемета и 2 76-мм зенитных пушки обр. 1931 г.
>2. 5 бронеплощадок для наблюдения и управления огнем. На каждой имеются оптические приборы для наблюдения и ведения огня...
>Прошу сообщить назначение указанного имущества и продолжительность хранения его на складе».
>Три месяца спустя, 9 августа, Сорокин-Ражев вновь беспокоил начальство:
>«Вторично докладываю, что получено от 18 полка ПВО:
>1. Зенитные 50-тонные бронированные платформы N° 9045. 11060, 11061, 9044, 11063, 11072, 11003, 11066, 9043, 11062.
>2. 5 штук 50-тонных бронированных платформ для приборов управления огнем № 11010, 9023, 9041, 9032, 11054.
>Прошу сообщить, когда указанные объекты будут отправлены со склада N° 60, так как места хранения склад не имеет и хранит их на открытом воздухе».
>Тем не менее, зенитные бронеплощадки находились па складе № 60 как минимум до декабря 1940 года, а возможно и до начала Великой Отечественной войны. Во всяком случае, можно точно сказать, что зенитный бронепоезд, вооруженный этими площадками, был разбит немецкими поисками во время боев под Борисовым в начале июля 1941 года.
>Помимо упомянутых выше зенитных бронеплатформ, в июне 1940 года бронерембаза №6 разработала эскизный проект зенитного бронепоезда. В качестве основы был принят
>проект легкого бронепоезда с паровозом ПР-35 и двумя бронеплощадками ПЛ-37, в переработанных башнях которых планировалось установить 76-мм зенитные пушки образца 1931 года. Кроме того, в состав зенитного бронепоезда включались вагоны управления огнем. Предполагалось изготовить опытный образец зенитного бронепоезда в первой половине 1941 года, но из-за отсутствия необходимых средств это осуществлено не было.

>С уважением, Киянов Алексей

Спасибо.Сейчас вспомнил,что это я уже читал где-то.
Только уточнение- зенитный бронепоезд,а точнее сцепка бронепоездов,была захвачена не под Борисовом,а на ст.Свислочь 1-м батальоном 12-го мотополка 4-й танковой дивизии.
Были свидетели.
Но это не проясняет вопроса,что за бронепоезд и что он делал в БССР.
С уважением