От Сергей Ответить на сообщение
К All
Дата 25.06.2010 20:44:13 Найти в дереве
Рубрики Зимняя война; Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Версия для печати

Состояние снабжения РККА в 1940 году (в т.ч. в СФВ). Бардак полный

Справка по Управлению Начальника Снабжения КА
1. Нет Положения о ЦУ НКО и довольствующих отделов округов. Отсюда обезличка и безответственность (споры, кто разрабатывает технические условия, кто и что должен заготовлять (лыжи, вьюки, термоса, котелки, фляги, железные печи к палаткам и т.д.).
2. Генштабом с начала организации Красной Армии не было издано «Положение о полевом Управлении войск в военное время». В западных армиях это положение есть и в старой царской армии оно было.
Война с финнами показала, что без этого положения дальше оставаться нельзя.
3. В период «польской операции» Генштаб вовсе не развернул тыловых органов, и если бы события затянулись, отсутствие тыла могло привести Красную Армию к непоправимым последствиям.
4. На финском фронте армейские тылы до 12.12 не были развернуты, - войска при сосредоточении испытывали большие трудности. Головных вещевых складов до конца войны развернуто не было.
Частично функции этих складов исполнялись штатным составом работников «Гуртов порционного скота».
5. Учета численности по армиям – довольствующие Управления от Генерального Штаба в процессе польских и финских событий вовсе не получали. Снабжение действующих армий велось стихийно. Гнали все, что можно, как можно больше, а что, кому, куда и сколько надо дать – никто не знал.
Начальник снабжения Красной Армии помимо Генштаба потребовал численность от армии снизу. Генштаб телеграммой № 4023 от 01.03.1940 года запретил давать УНС численность армии. После этого основным принципом снабжения было то, что – кто что потребовал, то ему и направлялось. При таком положении никакие ресурсы страны не могли выдержать издержек войны.
За всю финскую войну – (после запрета армиям давать численность т. Хрулеву) – Генштаб только 8 марта дал единственную справку о численности и ориентировочно, (с 4 оговорками), что в сводку не вошло 50.000 пополнения, 25.000 голов конского состава и т.д., т.е. такую численность, по которой снабжать было нельзя, оставив лазейку «ориентировочно» для безответственности.
6. В Красной Армии с 1937 года нет единого положения о войсковом хозяйстве, - это основное зло. Командиры подразделений и войсковых частей при смене должностей передачи имущества не производят. Недостатки, растраты и хищения своевременно не вскрываются и ответственного лица за безобразия, как правило, трудно установить. Учет и отчетность в войсках запущены и не отражают действительно состояния снабжения.
7. Состояние мобилизационных расчетов, принятых от Генштаба, таково, что если будет завтра войны, ни одним расчетом пользоваться нельзя. Отсюда «мобилизационного плана по материальному обеспечению Красной Армии» на сегодня армия не имеет и всю работу по отмобилизованию, как и в сентябре 1939 года вынужден будет проводить «распорядительным порядком».
8. Наставление по разработке мобплана (приказ НКО № 070-1930 года) устарело и требует срочного пересоставления с учетом свежего опыта 1939 года.
9. Постановление ЦК и СНК СССР № 059 от 1935 года не выполнено, главным образом, в организации снабжения – дивизионное звено не сделано распорядительным и вовсе не введено звено роты. Снабжение фактически осуществляется Центр-Округ-Полк-красноармеец (выпали дивизия и рота).
10. Вопросами специальной подготовки работников хозяйственной службы в войсках никто не занимается.
Изданный в 1936 году «Устав тыла» почему-то засекречен, не мог служить учебным пособием подготовки кадров командного состава КА и оставался подавляющему большинству комсостава кадра вовсе неизвестным.
11. Финская война показала неподготовленность служб тыла и нежизненность системы питания армии через ДОПы и КОПы, так как ДОПы и КОПы, не имея четко определенных задач, ответственности и штатов, не могли с первых же дней подвоза справиться с задачами и оказались вовсе нежизенными.
В процессе войны вместо КОПов жизнь заставили выбрасывать нештатные отделения головного склада с ответственным лицом и с небольшим штатом.
12. Порядок использования автобатов, подчиненных 6-м отделам штабов, оказался вовсе неразработанным. Практически автобаты за целость перевозимых ими грузов не несли ответственности, не оформляли прием и передачу грузов оправдательными документами (оставались извозчиками).
13. Не был отработан порядок отпуска имущества и продфуража со складов войскам: кому, по каким документам и как это обеспечивало бы контроль и исключало возможность всякого рода незаконных получений.
14. По материалам УНС, УВС, УОХС и УПС КА, а также из выступлений представителей на продолжающемся совещании у УНС КА видно, что войсковое хозяйство, организация служб снабжения, устройство и работа тыла находятся в плохом состоянии, требуют коренной перестройки с возложением ответственности на командира взвода, роты, батальона, полка и дивизии за организацию и работу тыла, а также за состояние войскового хозяйства.
Алимов
17.05.1940 года