|
От
|
Сергей Стрыгин
|
|
К
|
Игорь Куртуков
|
|
Дата
|
09.08.2005 01:54:36
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Очередной раз об аналитических способностях.
>6-й сектор Общего отдела ... здравствует до сих пор.
>Сейчас эта организая называется "Архив Президента Российской Федерации".
>Соответственно все штампики 6-го сектора это штампики архивной регистрации, а никак не регистрации входящей корреспонденции - бумаги поступающие на хранение в архив никто еще не додумался называть "корреспонденцией".
То что Вы написали - это не совсем правда.
Точнее - правда лишь отчасти.
6-й Сектор Общего отдела ЦК КПСС вовсе не равноценен Архиву Президента РФ !
Его функции были гораздо обширнее, глубже и разнообразнее, чем простое архивное хранение документов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС!
Наиболее близким аналогом 6-го Сектора Общего отдела ЦК КПСС в настоящее время является Управление информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации.
Чтобы проще было понять, чем данное управление занимается (и, соответственно, понять, чем в свое время занимался 6-й Сектор Общего отдела ЦК КПСС), привожу обширный отрывок из официального "Положение об Управлении информационного и документационного обеспечения", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2004 г. № 1135:
"... 3. Основными задачами Управления являются:
организация информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;
обеспечение функционирования единой системы делопроизводства в Администрации Президента Российской Федерации с использованием автоматизированной системы «Делопроизводство»;
организация работы с секретными документами и шифртелеграммами;
организация, координация и контроль деятельности по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Президента Российской Федерации;
организация и координация работ по использованию информационных баз данных;
организация специальной документальной связи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за ее состоянием;
4. Основными функциями Управления являются:
выпуск федеральных конституционных законов и федеральных законов, оформление и выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;
подготовка проектов нормативных актов, методических материалов и предложений по вопросам информационного и документационного обеспечения, работы с документами, а также по вопросам архивного дела;
подготовка сводной номенклатуры дел Администрации Президента Российской Федерации, номенклатуры дел особой важности, совершенно секретных и секретных дел Администрации Президента Российской Федерации;
учет и отправка поручений Президента Российской Федерации, иных документов Президента Российской Федерации, а также поручений Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, других должностных лиц Администрации Президента Российской Федерации;
разработка и реализация мер по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в Администрации Президента Российской Федерации;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности специальной документальной связи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
формирование перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации Президента Российской Федерации, а также перечня должностей работников Администрации Президента Российской Федерации, подлежащих оформлению на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
прием, учет, регистрация и отправка служебных документов, в том числе секретных документов и шифртелеграмм;
контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Администрации Президента Российской Федерации;
участие в документационном и техническом обеспечении заседаний, совещаний и иных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации и Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
прием документов на архивное хранение, обеспечение их учета, научно-технической обработки и сохранности;
создание страхового фонда архивных документов и обеспечение его сохранности;
организация использования архивных документов, подготовка предложений о снятии с них грифа секретности;
методическое руководство службами делопроизводства самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, работниками самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, уполномоченными на выполнение работы с секретными документами и шифртелеграммами, а также подразделениями специальной документальной связи в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организация функционирования автоматизированной системы «Делопроизводство», сопровождение ее программного и информационного обеспечения, а также совершенствование технологической базы данных;
организация эксплуатации, программно-техническое сопровождение и администрирование локальной вычислительной сети Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также обеспечение координации работ по ее модернизации и развитию;
согласование в пределах компетенции Управления технических заданий на разработку информационных и документационных технологий, внедряемых в самостоятельных подразделениях Администрации Президента Российской Федерации, и участие в приемке этих технологий;
участие в информационной поддержке мероприятий, проводимых в Ситуационном центре Президента Российской Федерации;
предоставление абонентам библиотечного фонда Администрации Президента Российской Федерации документов, библиографической, фактографической, аналитической и иной информации;
формирование фонда и обслуживание кабинетных библиотек Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей;
изучение отечественного и зарубежного опыта в области документационного обеспечения управления, архивного и библиотечного дела, применения современных информационных технологий и программно-технических комплексов для подготовки и обработки документов;
выполнение печатных, копировально-множительных, диктофонных, стенографических и звукотехнических работ;
обеспечение совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации бланками, печатями и штампами самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации;
обучение компьютерным технологиям работников Администрации Президента Российской Федерации;
оказание самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации методической и консультативной помощи по вопросам, отнесенным к компетенции Управления...."
Аналогичными вопросами (с поправкой на эпоху и технический уровень того времени) занимался и 6-ой Сектор Общего отдела ЦК КПСС.
Одной из главных задач 6-го Сектора ЦК КПСС, в частности, было осуществление так называемого "текущего делопроизводства" Политбюро, Секретариата и Оргбюро ЦК ВКП(б)-КПСС.
>Я пока не знаю точно, в каких ситуациях ставились эти штампики, но думаю разумно предположить, что их ставили при ВЫДАЧЕ бумаг из архива, а в штампе проставлялась дата возврата. Если эта гипотеза верна, то н-632-ш, написанные той же рукой и теми же чернилами что и дата в "сиреневом" штампе, могут вполне быть номером записки, по которой осуществлялась выдача документа в этот раз.
В этом вопросе Вы заблуждаетесь.
Красный штамп в правом верхнем углу первой страницы документа означает, что входящий документ зарегистрирован в текущем делопроизводстве ЦК.
Еще раз подчеркну: зарегистрирован ВХОДЯЩИЙ документ и в ТЕКУЩЕМ делопроизводстве.
"Текущее делопроизводство" означало, что вопрос находится на контроле и для решения вопроса предпринимаются какие-то конкретные действия, за которыми надо постоянно следить и регулярно отчитываться о состоянии дела.
На практике это выражалось в том, что документ временно, до окончательного выполнения решения по данному документу, помещался в отдельную папку по конкретной теме. Названия папок были самые разнообразные и порой довольно неожиданные, например: "Призыв в РККА", "Мавзолей Ленина", "Майский парад 1940 года", "Латвия-пакт", "Ж.д. строительство", "Танки", "Торпеды", "НКО-структура", "Охрана границ", "Летчики-перебежчики", "Военные академии", "Германия-поездки", "Магний", "Алюминий", "Европейская война", "Авиационная промышленность", "НКВД", "Суды и прокуратура" и т.д.
Каждую папку текущего делопроизводства курировал персонально кто-то из секретарей ЦК.
Второй красный штампик "Особая папка" в правом верхнем углу первой страницы означает, что данному документу была присвоена высшая степень секретности.
Знакомиться с подобными документами имели право лишь члены Политбюро плюс курирующий конкретную тему секретарь ЦК, а также крайне ограниченный круг технических сотрудников Общего отдела и ЦК, допущенных к работе с документами "Особой папки".
Обычные члены ЦК, секретари ЦК, не курировавшие данный вопрос и рядовые сотрудники аппарата ЦК доступа к таким документам не имели.
Единственная информация, которая им рассылалась - это заголовки решений Политбюро по вопросам, отнесенным к "Особой папке".
Например, на заседании Политбюро 5 марта 1940 года было рассмотрено два вопроса, отнесенных к "Особой папке".
Соответственно, обычные члены ЦК узнали об этих вопросах и о решениях Политбюро по этим вопросам лишь следующее:
144. Вопрос НКВД СССР.
145. Об изготовлении нового саркофага для тела В.И.Ленина.
Выше грифа секретности "Особая папка" был гриф секретности "Закрытый пакет".
По словам бывшего заведующего Общим отделом А.И.Лукъянова, на этих пакетах стояла пометка "Вскрыть только с письменного разрешения Генерального секретаря".
Даже заведующий Общим отделом без санкции Генерального секретаря не имел права знакомиться с содержимым "Закрытых пакетов".
Таких "Закрытых пакетов" было немного.
Фактически же это вообще были только три темы: сведения о семье Ленина, документы, связанные с войной (в частности, с пактом Молотова-Риббентропа) и Катынь.
До 1988 года по теме Катыни был только один "закрытый пакет", после 1988 года таких "закрытых пакетов" стало два.
На каждый секретный документ заводилась специальная учетная карточка, в которой отмечались все данные о документе, и, в частности, кто и когда с ним знакомился.
При выдаче кому-либо для ознакомления оригинала документа, эти карточки очень строго учитывались. Учетные карточки (а, следовательно и сами документы) всегда были под строжайшим, чуть ли не под по-минутным, контролем.
Лично читал в одной из папок Секретариата ЦК ВКП(б) документы по расследованию и разбору случая неумышленного уничтожения одного такого документа (по какому-то хозяйственному вопросу, связанному с Коминтерном) с грифом "Особая папка" в начале 1941 года.
Это была выписка маленького формата, которая случайно попала в корзину бумаг, предназначенных для сожжения и которую из-за маленького формата там не заметили и сожгли вместе с другими документами.
Учетная карточка на этот документ "Особой папки" всплыла при сдаче смены.
После разбирательства сотрудницу, допустившую этот просчет, уволили, а старшему по смене объявили выговор.
Кстати, А.И.Лукъянов рассказал, что в его время на выписках с решениями Политбюро в обязательном порядке полагалось расписываться всем, кто с ними знакомился, без всякого исключения.
Обычно расписывались на лицевой стороне выписки, на левом поле документа.
А вот сиреневый штамп в правом нижнем углу второй страницы "письма Шелепина №632-ш", скорее всего, как раз и означает прием данного документа из материалов "текущего делопроизводства" ЦК КПСС на постоянное архивное хранение.
Если исходящий номер №632-ш и входящая дата "20.III.65" написаны одними чернилами и одним человеком - это классический признак фальшивки, или по-научному: "особенность документа, скорее свидетельствующая о его поддельности, чем о его подлинности".
>У аналитика Ю.Мухина не хватило всех его "феноменальных аналитических способностей", чтобы задать себе простые вопросы: что такое 6-й сектор Общего отдела ЦК КПСС? Куда собственно поступила эта бумага?
Зато у Мухина вполне хватило его жизненного опыта, чтобы прекрасно понять суть произошедшего !
Бумага поступила в 6-ой сектор Общего отдела, поскольку решение по ней должен был принимать Президиум ЦК КПСС.
Бумага была зарегистрирована 9 марта 1965 года, как обычный входящий документ под номером №0680 в текущем делопризводстве ЦК и ей был присвоен гриф секретности "Особая папка".
Штамп с входящим номером и датой и штамп "Особая папка" на документ ставил явно не сам Хрущев и не Брежнев, а кто-то из технических сотрудников 6-го Сектора. И в журнал регистрации входящих документов запись кто-то из технических сотрудников внес. А перед эти начальник (начальники) этих технических исполнителей, прочитав документ, принимали решение, какой гриф документу присвоить, в какую папку текущего делопроизводства направить и т.д.
При такой схеме регистрации с содержанием документа неизбежно должны были ознакомиться 3-5 технических сотрудников аппарата ЦК КПСС.
Какая уж тут повышенная секретность?
Зачем было тогда мучиться и документ от руки в единственном экземпляре писать?
>Не говорю уже о том, что он даже не задается вопросом (а ведь именно искусство задавать вопросы - основа анализа) дошло ли письмо до адресата? Видел ли Хрущев в глаза эту бумагу? По моему разумению вероятнее все же не видел, потому как никаких резолюций, даже "В мой архив" на бумаге нет. Ну и про постановление Президиума ЦК, проект которого прилагается в записке ничего неизвестно.
Полностью с Вами согласен.
И Ю.И.Мухин, кстати, тоже с Вами в этом вопросе полностью согласен.