|
От
|
Вадим Жилин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.05.2001 21:33:00
|
|
Рубрики
|
Современность; Флот;
|
|
Мореманам. ТАКР "БАКУ". Обещанная статья.
Приветствую Вас.
Обещанная статья про ТАКР "БАКУ". Табуретки не принимаю, Виктор написал как сумел. Задавайте вопросы, я переспрошу у него.
---------------------------------
Автор, мой друг Виктор И.
Мороз..., потому что поздняя осень 1985 года, потому что ЗАПОЛЯРЬЕ, снега... это ЭМШ (Электромеханическая школа), это г. Североморск и это, позже, БЧ-5.
Тех.справка.
Тяжелый Авианесущий Крейсер (ТАКР) типа "БАКУ", с 4.10.1990 г. "АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА (заводской №104). 17.02.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и заложен на Черноморском судостроительном заводе №2 в Николаеве, спущен 1.04.1982 г., вступил в строй 11.12.1987 г., и 30.12.1987 г. поднят Военно-морской флаг и корабль включен в состав КСФ.
Экипаж формировался в г.Николаеве матросами всех частей и кораблей КСФ и вновь призванными. Экипаж костьми лег на достройке корабля, прошел док, госприемку. И было чем гордиться, читай ниже.
ТТД:
Водоизмещение: полное 44500 т, стандартное 37000 т;
длина 273,1 м; ширина 31 м; (полетной палубы 51,3 м); осадка 11,5 м.
Мощность ПТУ 4?50000 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18,2 уз.; дальность плавания экономическим ходом 7160 миль.
Экипаж 12000 человек.
Вооружение:
Противокорабельные комплексы
6?2 ПУ ПКРК "БАЗАЛЬТ" П-500 (* здесь и далее по класификации НАТО ССР-9 Санброк) (24 ракеты).
Дальность - 550 км., вес - 4,8 т., скорость - 2,5 М.
Вес боевой части - 1000 кг ВВ или атомный заряд (0,5 МТ). Турбореактивный двигатель.
Зенитные комплексы
1) 4?6 ПУ ЗРК "КИНЖАЛ" (*САН-9) (192 ракеты)
РЛС "Марс-Пассат". Дальность - 1.6...12 км., вес - 0,165 т., скорость - 2,0 М. Вес боевой части - 15 кг, пуск вертикальный.
2) 2?10 РБУ-12000 (*САН-4 Гоблет) РЛС Оса (*Поп Груп). Дальность - 12 км., вес - 0,18 т., скорость - 2,5 М. Вес боевой части - 50 кг.
Артиллерийские системы
1) 2?1 АК-100 (калибр 100 мм/70 калибра) - 1-орудийная башня. 10-60 выс./мин., дальность - 21 км. Система управления огнем "Лев" (*Кит Скрич).
2) 8?6 АК-630 (калибр 30 мм/65 калибра)- 6-ствольная, в башне. 5000 выс./мин., дальнсть - 5 км. Система управления огнем "Вымпел"/МР-123 (*Басс Тилт).
Авиакрыло
1) 16 самолетов Як-38:
Длина - 15,5 м., размах крыла - 7,3 м. Максимальная стартовая масса (при вертикальном взлете) - 8,2 т. Двигатели: 1 подъемно-маршевый ТРД-27 (тяга 6800 кгс), 2 подъемных РД-36 (тяга 2?2840 кгс). Максимальная скорость у земли 978 км/ч. Дальность полета без подвесных баков - 460 км.
2) 19 вертолетов Ка-27:
Диаметр ротора - 15,9 м. Максимальная стартовая масса - 12 т. Двигатели 2 ТВД ТВ3-117. Мощность 2?1638 кВт. Максимальная скорость - 250 км/ч. Дальность полета - 520-800 км.
3) 3 вертолета Ка-25:
Диаметр ротора - 15,7 м. Максимальная стартовая масса - 7,1 т. Двигатели 2 ТВД ГТД-3Ф. Мощность 2?664 кВт. Максимальная скорость - 220 км/ч. Дальность полета - 650 км.
Еще в Николаеве у стенки завода под заводским №105 (с лева по нашему борту и кормы) начинал свой путь Тяжелый Авианесущий Крейсер типа "РИГА", с 26.11.1982 г. - "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ", с 11.08.1987 г. - "ТБИЛИСИ", с 4.10.1990 г. - "АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ". 1.04.1982 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и 26.07.1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 6.12.1985 г., вступил в строй 25.12.1990 г. и 20.01.1991 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КСФ. Впервые в отечественном флоте авианесущий крейсер с базированием самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Но длина в три футбольных поля впечатляет, читай ниже:
ТТД:
Водоизмещение: полное 70500 т, стандартное 55000 т;
длина 304,5 м; ширина 38 м; (полетной палубы 75 м); осадка 10,5 м.
Мощность ПТУ 4?50000 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18,2 уз.; дальность плавания экономическим ходом 8000 миль.
Экипаж ? человек.
Вооружение:
Противокорабельные комплексы
12 ПУ 4К-80 ПКРК "ГРАНИТ" П-700 (*ССН-19 Шинрек).
Дальность - 600 км., вес - 5 т., скорость - 1,6 М.
Вес боевой части - 750 кг ВВ или атомный заряд. Турбореактивный двигатель.
Зенитные комплексы
1) 4?6 ПУ ЗРК "КИНЖАЛ" (*САН-9) (192 ракеты)
РЛС "Марс-Пассат". Дальность - 1.6...12 км., вес - 0,165 т., скорость - 2,0 М. Вес боевой части - 15 кг, пуск вертикальный.
2) 2?10 РБУ-12000 (*САН-4 Гоблет) РЛС Оса (*Поп Груп).
Дальность - 12 км., вес - 0,18 т., скорость - 2,5 М. Вес боевой части - 50 кг.
3) 8 ПУ "КОРТИК" (*КАДС-Н-1). Комбинированная установка с двумя 6-ствольными 30 мм автоматами и 2?4 пакетами ЗУР "ИГЛА" (*САН-8 Гремлин) или "ИГЛА-1" (*САН-11) переносные ЗРК, аналогичные "СТРЕЛЕ". "СТРЕЛА" (*CАН-5 Грайл) переносной ЗРК для одиночной стрельбы или счетверенная установка. Дальность - 5 км., вес - 15 кг., скорость - 1,8 М.
Артиллерийские системы
1) 2?1 АК-100 (калибр 100 мм/70 калибра) - 1-орудийная башня. 10-60 выс./мин., дальность - 21 км. Система управления огнем "Лев" (*Кит Скрич).
2) 6?6 АК-630 (калибр 30 мм/65 калибра)- 6-ствольная, в башне. 5000 выс./мин., дальнсть - 5 км. Система управления огнем "Вымпел"/МР-123 (*Басс Тилт).
Авиакрыло
1) 24 самолета СУ-27К:
Длина - 22 м., размах крыла - 14,7 м. Максимальная стартовая масса около 30 т. Двигатели: 2 ТРД АЛ-31Ф (тяга на форсаже 2?12500 кгс). Максимальная скорость у земли 1345 км/ч, на большой высоте - 2500 км/ч. Дальность полета без подвесных баков - 3900 км.
2) 42 вертолетов
Проходить ходовые испытания на Черном море..., а за бортом лето, Одесса, Севастополь, Ялта,... Сочи... . 16.06.1988 г. ушли черноморскими проливами Босфор и Дарданел в Средиземное море. Первый день боевой службы... горели 4 часа. Обеспечили дембельский аккорд целой роте.
С кем были (в смысле эскадры) на боевой не помню, класс кораблей противника ?, но сменили нас (и это точно) противолодочный крейсер "ЛЕНИНГРАД", большой противолодочный корабль "КРАСНЫЙ КАВКАЗ" и еще кто-то (см. фото). Вертолетоносец "ЛЕНИНГРАД" был одним из первых крейсеров, с которых началась эволюция нового класса авианесущих кораблей. Путь, в отличии от ТАКР "БАКУ", который уже по всей вероятности продан Индии (возможно на металл), впечатляет.
Тех. справка
Завадской №702. 15.01.1965 г. заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен 31.07.1966 г. и 24.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 2.06.1969 г. и 9.07.1969 г. включен в состав КЧФ. "ЛЕНИНГРАД" находясь в зоне военных действий, выполняли задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта: 1-31.05.1970 г., 1.12.1971 г.-30.06.1972 г., 15.06-6.12.1974 г. С 4.08 по 14.10.1974 г. являлся флагманским кораблем отряда кораблей по разминированию Суэтского канала. 19-23.11.1974 г. нанес визит в Дакар (Сенегал), 14-19.10.1976 г. - в Сплит (Югославия), 27.09-1.10.1981 г. - в Эль-Джазаир (Алжир) и 26-30.03.1984 г. - в Гавану (Куба). В период с 12.05.1977 г. по 6.10.1978 г. и с 3.02.1986 г. по 11.12.1987 г. прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт. 24.06.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ для демонтажа.
Вот это обкатка вооружения и экипажа. 22 года на вооружении и не просто консервная банка, читай ниже.
ТТД:
Водоизмещение: полное 17500 т, стандартное 14900 т;
длина 189,1 м; ширина 34 м; осадка 8,06 м.
Мощность ПТУ 2???000 л.с.; скорость хода: максимальная 30, экономическая 13,5 уз.; дальность плавания экономическим ходом 15000 миль.
Экипаж 850 человек.
Вооружение:
Противолодочный комплекс
1) 1?2 ПУ ПЛРК "ВИХРЬ" (*СУВН-1) 8 ракето-торпед.
Дальность - 40 км., РЛС "Спрут". Система аналогична американской Асрок.
2) 2?? 533-мм ТА (позже сняты).
Зенитные комплексы
1) 2?2 ПУ ЗРК "ШТОРМ" (*САН-3 Гоблет) (48 ракет)
РЛС "Гром" (*Хэл Лайтс). Дальность - 55 км., вес - 0,54 т., скорость - 2,5 М. Вес боевой части - 60 кг.
2) 2?10 РБУ-6000 (144 РГБ-60) (*САН-4 Гоблет) РЛС Оса (*Поп Груп). Дальность - 12 км., вес - 0,18 т., скорость - 2,5 М. Вес боевой части - 50 кг.
Артиллерийские системы
1) 2?? ЗИФ (калибр 57 мм/80 калибра). 120 выс./мин., дальность - 8,4 км.
Авиакрыло
14 вертолетов Ка-25
За время несения боевой службы мы дважды заходили в Сирию с дружеским визитом (г.Латакия, г.Тартус).
Потеряв один вертолет Ка-25, и самолет-спарку Як (при горизонтальном взлете с палубы корабля) получили добро на возвращение в базу Северного Флота г.Североморск. Отдав честь сменившей нас группе кораблей в северной части акватории моря острова Кипр, ушли в сторону Гибралтарского пролива. После постоянно штормующего Бискайского залива, пересекли Атлантику в декабре месяце и 22.12.1988г. бросили якорь.
Виктор И.