От Паша Олегович Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.05.2001 17:16:27 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

Гагаринский истребитель стал символом Америки

Моё почтение!

Ссылка здесь: http://www.mk.ru/mkpage.asp?artid=33437

Когда неподалеку от Лос-Анджелеса раздается рев самолетного двигателя и в небе появляется силуэт советского истребителя с красными звездами, американские ПВО не спешат бить тревогу. К “МиГ-15” здесь уже привыкли, тем более что летает он на совершенно законных основаниях. Советские самолеты, используемые для учебных воздушных боев, есть и у американских ВВС, но этот “старичок” принадлежит частному лицу. Истребитель раритетный: в России такие остались разве что на постаментах. На УТИ “МиГ-15” учился летать Юрий Гагарин...
Этот истребитель может смело нести на своих крыльях два клейма: “Made in USSR” и “Made in USA”. Второе рождение “МиГа” произошло в США, в штате Калифорния, в маленьком поселке, расположенном в 150 милях от Лос-Анджелеса. Именно там живет владелец единственного в мире летающего образца советского учебно-тренировочного истребителя (УТИ) “МиГ-15” — американский инженер-строитель Том Смит.
Еще в юности Смит увлекся авиацией. В 62-м он услышал, что в Советском Союзе полетел в космос человек. А следом на космические орбиты вышли и граждане Америки. Вот тогда-то и заболел всерьез Том небом. Про таких обычно говорят: “Крейзи — чокнутый”...

Большое удовольствие доставляли инженеру-строителю полеты на легкомоторных и спортивных самолетах, но Том мечтал о другом. Увидев как-то фотографию одного из советских реактивных самолетов и узнав, что на таком же учился летать первый космонавт Земли, он поставил перед собой цель: во что бы то ни стало достать экземпляр такого самолета! К тому времени Том Смит уже знал, что в Советском Союзе истребитель “МиГ-15” был одним из самых массовых учебно-тренировочных самолетов. Но он даже подумать не мог, что в России к середине 90-х годов не осталось ни одного экземпляра этой удивительной машины. Тем более летающей.
В 1995 году один из его знакомых пилотов, побывавший в Европе, рассказал Тому, что в Польше нашли в лесу сильно поврежденный советский истребитель — УТИ “МиГ-15”. Сообщение подтвердилось. А дальше, как говорится, все было делом техники. На собственные средства Смит приобрел этого “утенка” выпуска 1954 года у поляков, полуконтрабандой доставил его в Калифорнию... Два года понадобилось американскому бизнесмену и группе таких же, как он, энтузиастов авиации, чтобы восстановить советский истребитель.
2200 часов рабочего времени и 370000 долларов с личного счета потратил Том Смит на реставрацию машины. Это скорее была не реставрация, а постройка летательного аппарата заново. Но все делалось строго по чертежам конструкторского бюро имени Микояна, с соблюдением советской технологии производства. За исключением одного: вместо “родного” двигателя РД-45 на самолет пришлось поставить авиадвигатель ВК-1. (Им в Советском Союзе оснащали боевые истребители “МиГ-17”.) Найти сегодня движок с УТИ “МиГ-15” просто невозможно: все порезаны на металлолом.
Восстановленный в США советский учебно-тренировочный истребитель “МиГ-15” впервые поднялся в солнечное небо Калифорнии 17 июня 1997 года.
...В 1995 году Том Смит встретил человека, который имел тот же диагноз, что и сам Том: небомания. Это был русский — Яков Тарасович Сабодин. Даже судьбы этих двух фанатов авиации были во многом схожи. Яков родился вдали от больших городов, в глубинке, мечтал о летном училище. Путь до него оказался тернистым, переполненным физической болью: он получил тяжелейшую травму ноги. Во Владивостоке в военном госпитале парню сказали: “Ногу постараемся спасти, а вот летать ты никогда в жизни больше не будешь”. И выдали документы об инвалидности второй группы.
В ответ на заключение “айболитов” Сабодин начал тренироваться по собственной методике. Запрессованный врачами в ногу стальной стержень скреплял переломанные кости, а перетаскиваемые камни-валуны наращивали мышцы. Первая попытка — Бугурусланское летное училище гражданской авиации. От ворот поворот... Вторая — Москва. Там главный хирург гражданской авиации Захар Арутюнович, который стал крестным отцом Якова Сабодина на его жизненном пути в большую авиацию, в виде исключения разрешил поступить в летное училище.
Потом были и дальние маршруты, и различные типы освоенных воздушных судов, и Академия гражданской авиации, и Высшие командные курсы руководителей загранпредставительств... Яков в совершенстве овладел английским и французским языками.
В 95-м году в США на авиабазе “Эдмон”, на праздновании юбилея первого полета “через” звуковой барьер американского летчика Чака Эгера, и произошло знакомство Якова Сабодина с пилотом-любителем Томом Смитом. Они стали друзьями. Более того — партнерами. В настоящее время Яков Сабодин является штурманом-лидировщиком в совместном экипаже советского УТИ “МиГ-15”. Вместе готовятся на нем и к полетам в России. В планах энтузиастов — облететь все места, связанные с первым космонавтом Земли. В США к этому глобальному проекту на всех уровнях отнеслись очень внимательно. Горячие патриоты своей страны, американцы все же чтят память первого космонавта планеты из далекой России.
— Правда, — говорит Яков Сабодин, — когда в одной из школ в Калифорнии я спросил учеников, кто был первым космонавтом, то только одна девчушка сказала: “Русский парень Юрий”. Остальные были уверены, что это сделал их соотечественник...
— Своим полетом на советском самолете — УТИ “МиГ-15” — по странам Америки и Европы мы хотим напомнить, что первым открыл космические маршруты русский летчик Юрий Гагарин, — рассказывает Том Смит.
Сегодня отреставрированный в Америке советский учебно-тренировочный истребитель “МиГ-15” с бортовым номером “01” регулярно взлетает с авиабазы “Мохаве”. Для будущего мирового шоу его владелец Том Смит нанес на фюзеляж самолета соответствующую символику: с обеих сторон носовой части разместил портрет Юрия Гагарина, вдоль борта вывел надпись на двух языках: “Первый космонавт Земли — Юрий Гагарин”. В районе киля, также на русском и английском, написал краткую историческую справку о первом полете человека в космос.
— Все оставшееся свободное место, — говорит Сабодин, — мы готовы предоставить спонсорам этого международного проекта!
В России на этот призыв мало кто откликнулся. Молчат правительство и все ветви законодательной и исполнительной власти, который месяц лежит под сукном обращение русско-американского экипажа истребителя к мэру Москвы...
В отличие от американцев, россияне к подобному равнодушию привыкли. Пройдет время, и наши школьники будут лишь пожимать плечами на вопрос: а кто же был первым космонавтом Земли?..
------------


С уважением.