От М.Свирин Ответить на сообщение
К М.Свирин
Дата 31.10.2005 04:40:14 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Искусство и творчество; Версия для печати

Три алтына

Доклад Главного командования В. И. Ленину
в связи с решением Политбюро ЦК РКП(б)
о положении на фронтах

№ 5061/оп, г. Москва 19 октября 1919 г.

В заседании РВСР 15 октября председатель РВСР объявил директиву правительства Главнокомандованию, которая, поскольку она усвоена мною, может быть сформулирована следующим образом:
Основною и первейшею задачей ставится обеспечение от противника Тулы, с ее военными заводами и московского района, а затем подготовка в течение зимы к наступлению. Для выполнения этой задачи предлагается извлечь все возможные силы и средства со всех фронтов, пересмотрев и, если нужно, изменив их задачи.
Следующею задачей ставится сохранение Петрограда, подав ему скорейшую помощь, главным образом за счет ближайшей к нему 6 армии, ослабив последнюю до возможно максимального предела.
3. На Юго-Восточном фронте перейти временно к обороне с целью извлечь из него возможно большее количество живой силы для борьбы на тульско-московском направлении.
4. Извлечение для сего же сил со всех остальных фронтов при соблюдении следующих условий:
а) на Западном фронте допустимо сокращение занимаемого нами пространства;
б) на Туркестанском фронте обязательно должно быть обеспечено сообщение с Туркестаном;
в) на Восточном фронте должна быть указана определенная линия, далее которой не может быть допущено продвижение противника. Линия эта может быть избрана в пределах между занимаемым ныне Восточным фронтом положением и Уральским хребтом.
По означенной директиве правительства считаю себя обязанным доложить.
Как бы ни были серьезны политические соображения, вызвавшие ту или другую директиву правительства, Главнокомандованию совершенно необходимо, чтобы эти директивы отвечали военной обстановке данного времени; причем соблюдение этого правила тем более необходимо, чем детальнее указание директивы, чем более они связывают свободу решений Главнокомандования.
Имея же в виду, что военная обстановка во всем ее объеме и глубине наиболее известна Главнокомандованию, я считаю необходимым, чтобы всякая директива правительства, предварительно облечения ее в формулу решения правительства сообщалась в проекте на заключение Главнокомандования.
Если затем правительство все же признает необходимым дать директиву, не согласованную с заключением Главнокомандования, то последнее, приняв ее к исполнению, обязуется представить правительству в письменном виде свои заключения в соответствии полученной директивы.
Необходимость изложенного выше порядка отдачи директив правительством может быть подтверждена примером последней директивы от 15 октября, от которой, вследствие несогласованности ее с военной обстановкой, пришлось резко отклониться на следующий же день после ее отдачи.
Так, означенная директива отодвигала обеспечение Петрограда на второе место и предусматривала оказание ему поддержки главным образом за счет 6 армии. Действительная же обстановка выдвигала эту задачу на первое место и требовала немедленной подачи крупных подкреплений в 7 армию, что и было бы сделано немедленно, если бы Главнокомандование не было стеснено директивой, и к чему все же пришлось обратиться спустя два дня, т. е. потеряв крайне ценное время.
При этом считаю необходимым отметить, что на самом заседании РВСР 15 октября, на котором мне была сообщена директива правительства, я заявил о том, что она стесняет решения Главнокомандования. В тот момент это стеснение уже выразилось реально в вопросе о спешной посылке в Петроград конницы. Эту конницу я мог получить только из состава тульского гарнизона, который по сути директивы и по комментариям к ней председателя РВСР я не имел права ослаблять, хотя по условиям обстановки считал это возможным.
Директива указывала на сокращение границ Западного фронта с целью извлечения войск для Южного фронта. Реальная же обстановка в то время выдвигала такие факторы, как занятие нами Киева и крупная неудача в 7 армии.
Первая данная делала крайне нецелесообразным то сокращение занимаемого нами пространства в южной части Западного фронта (12 армия), которое одно только и могло дать нам крупные резервы, вторая же потребовала усиления, хотя бы и временного, Западного фронта (7 армии) за счет центральных резервов, т. е. по существу резервов Южного фронта.
Затем директива предписывает перейти на Юго-Восточном фронте к обороне с целью извлечения сил с этого фронта для упрочения на главных направлениях. Между тем обстановка не только уже задолго до директивы принудила нас фактически перейти к обороне (в стратегическом смысле) на Юго-Восточном фронте, но и выявила такую неустойчивость на некоторых важнейших направлениях Юго-Восточного фронта и притом непосредственно влияющих на положение дела на Южном фронте (стык между 8 и 9 армиями), что пришлось Юго-Восточный фронт временно усилить дивизией Южного фронта.
Директива предлагает перейти к обороне также на Восточном фронте, указав определенную линию, далее которой нельзя допускать продвижение противника. По общей же совокупности обстановки такой линии указать нельзя, потому что неразбитый противник несомненно собьет наши армии с любой оборонительной линии, как это показал неоднократный опыт. Между тем, как раз к настоящему времени армии Восточного фронта оправились настолько, что перешли в наступление для поражения Колчака. Если остановить их в этот момент и начать немедленный отвод части сил на другие фронты, то это значит не только отказаться от вполне возможного разгрома армий Колчака, но и решиться на то, что противник будет теснить наши армии до пределов, до которых найдет нужным, или пока мы снова не начнем усиливать Восточный фронт за счет другого фронта.
Во избежание в будущем того трудного положения, в которое ставится Главнокомандование, всецело ответственное за военные операции, невозможностью выполнить директиву правительства в целом или в отдельных частях, ходатайствую о том, чтобы проекты оперативных директив правительства Главнокомандованию, предварительно их утверждения, давались на заключение последнего.
Главнокомандующий всеми Вооруженными
Силами Республики Каменев
Начальник Полевого штаба Революционного
военного совета Республики Лебедев

***
15/Х-1919. ТОВ ТРОЦКОМУ ПРОШУ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧИТЬ УСЛОВИЯ СПОКОЙНОЙ РАБОТЫ ГЛАВКОМА КАМЕНЕВА ОГРАДИВ ОТ МЕЛОЧНОЙ ОПЕКИ РЫКОВ.

***

1919 г., октябрь, 31
На письме А. И. Рыкова о необходимости создать условия для спокойной и уверенной работы Главкома С. С. Каменева и начальника Полевого штаба П. П. Лебедева В. Ленин делает пометку: «Получил 31/X. Ленин».
ЦПА ИМЛ ф. 2 оп. 1. д 24335