>Нужны. Ибо вы в своем любимом стиле накидали ссылок про события, в среднем, полутысячелетней давности.
Я бы сказал что вся бодяга началась все же еще в III веке до нашей эры, и активно продолжалась до XVII века нашей эры, то бишь фактически два тысячелетия... и это вместо того чтобы пойти и вломить этим самым "северным варварам", так чтобы от тех разве что исторические воспоминания остались (весьма как мы знаем распространенный подход).
А все почему? "Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев..."
>Неужто полагаете, что за все это время китайцы ни разу не изменились?
"Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел и стал прогуливаться у дамбы. Конфуций последовал за ним и ему сказал: — Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде? — Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде. — Что означает "от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба?" — спросил Конфуций. — Я родился среди холмов и удовлетворён жизнью среди холмов — такова привычка; вырос на воде и удовлетворён жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему — такова судьба."
Двухтысячелетняя "привычка" становится чертой национального характера. :-)