От bencun Ответить на сообщение
К vitas0806 Ответить по почте
Дата 05.04.2006 19:35:18 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток

На 21 июня 1941 г. обеспеченность кораблей флота 53-см торпедами по действующим в то время нормам Главного морского штаба составляла всего 43%. При потребности флотов 11480 торпед их имелось в наличии всего 4919. В тоже время запас корабельных 45-см тор-пед превышал потребности почти вдвое (1713 торпед вместо 945). Авиационных торпед вме-сто имеемых 2075 требовалось 6486.
В 1940 г. были произведены закупки минно-торпедного вооружения в Германии. В ос-новном средства были потрачены на закупку минно-трального и противолодочного оборудо-вания и вооружения. Для торпед были закуплены лишь 4 практических зарядных отделения. Надо сказать, что уже во время приёмки техники стало ясно, что новейших образцов немцы нам не дадут. Об этом прямо говорилось в донесении инженера Савельева о переговорах с фирмой «Дойче Верке» по закупке практических зарядных отделений. (ПЗО устаревшей конструкции и особого интереса для нас не представляет).
Если сравнивать не по календарным годам, а по годам войны то перед войной (июнь 1940 - июнь 1941 г.) было выпущено 3065 торпед, в июне 1941-июне 1942 г. – 1362 торпеды, а на второй год войны (июнь 1942 – июнь 1943)произведено всего 80 торпед. В 1943 г. тор-педы производились только из задела 1941 г. и только в 1944 г. начинает налаживаться про-изводство 10-15 торпед в месяц. Постановлением ГКО от 15 сентября 1943 г. предусмат-ривалось довести выпуск торпед до 105 53-см и 30 авиационных торпед ежемесячно. Сде-ланные перед войной запасы торпед оказались больше их расхода в ходе боевых действий, но неблагоприятным фактором влияющим на боеспособность кораблей было то, что общий расход торпед превысил поступление от промышленности и использовавшиеся торпеды бы-ли разработок ещё 30-х гг. Поэтому в ходе боёв корабли практически не применяли новых образцов минно-торпедного оружия и запасы торпед на действующих флотах с 1942 г. не-прерывно снижались.
В ходе войны, особенно в её начальный период, флот понёс большие потери запасов торпед в военно-морских базах оставленных нашими войсками (Севастополь, Таллин и др.). Так в Таллине при эвакуации военно-морской базы на складах остались 350 торпед, при взрыве складов в Либаве было уничтожено 100 торпед. В том числе 381 «53-38», 118 «53-27»,9 «53-36», 8 «53-Ф», все имевшиеся 53 см английские, 45 см. французские. В Ленинграде из-за воздействия противника потери продолжались и в дальнейшем. Так в 1942 потеряли 90 «53-38», 14 «53-27», а в 43 г. потеряно 44 «53-38». Велики потери были и на Черном море. В 1941 г. В Николаеве и Одессе утрачено 61 «53-38» и 14 «53-27». При оставлении Севастопо-ля потеряно 42 «53-38».
В ходе обороны военно-морских баз часть находившихся на складах торпед (точнее их боевых зарядных отделений) была использована в качестве фугасов.
Расход торпед всех образцов составил 3733 ед.: ПЛ – 1594, авиация – 1294, торпедные катера – 845, ЭМ и лидер – 16 торпед. Из этого числа торпеды 53-38 составили 54,2%, а тор-педы 45-36 – 30,2%. Велики были потери оружия на берегу. При общем расходе торпед 5462 ед. использовано носителями было 3749. Более 30% оказалось утрачено в ходе боевых действий.
В авиации флота в 1941 г. было использовано всего 24 торпеды, затем начинает возрас-тать, достигнув максимума в 1943 г. – 576 шт.
В ходе войны обеспечения потребностей действующих флотов пришлось прибегнуть к переброске торпед с ТОФ на западные флоты (1222 торпеды – из них 472 - 53-см, 150 - 45-см и 600 авиационных) и, кроме того, в конце войны получено от финского флота 82 53-см торпеды и 9 – 45-см. Некоторое количество торпед было получено по ленд-лизу от союз-ников (прежде всего Великобритании) вместе с кораблями (ЭМ и ПЛ) и самолётами. Было получено 51 авиационная и 198 устаревших корабельных торпед. Пришлось также прибег-нуть к переделке корабельных 45-см торпед и торпед 45-36 АВ-А в торпеды для низкого торпедометания. Для ускорения производства торпед их разрешили заводам простреливать на один (скоростной) режим. Однако торпед 53-38 недоставало и на ТОФ в августе 1945 г. более чем на 50% подводные лодки были вооружены торпедами 53-27. Эти же торпеды были основными для подводной лодки «Лембит» из-за малой длины её торпедных аппаратов.
Однако качество торпед и их эксплуатационные характеристики были, мягко говоря, низкие. Наращивание выпуска торпед сопровождалось неритмичностью их изготовления, значительная часть плана выполнялась в последние дни квартала. Недостаточное качество материалов, из которых изготавливались торпеды и их агрегаты, вынуждало применять для обслуживания большое количество расходных материалов. Так низкая коррозионная стой-кость металла, из которого делались воздушные резервуары, требовало применения для за-качки обезжиренного (пропущенного через специальный фильтр) воздуха, но на кораблях таких фильтров не было и это вызывало необходимость частых ремонтов и чисток резервуа-ров. Приходилось в корабельных условиях вести трудоёмкие работы по поддержанию в го-товности к применению торпед.

С уважением.