От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Banzay Ответить по почте
Дата 09.04.2006 20:57:41 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Re: НАРОД!!! У...

ТАНКОМАСТЕР 5/2000
ДОСЬЕ
Максим Коломиец
последние ПЯТИБАШЕННЫЕ

В начале декабря 2000 года вышел в свет 5-й номер альманаха «фронтовая иллюстрация» под названием «Многобашенные танки РККА — Т-35, СМК, Т-100». В нем на 84 страницах рассказывается об истории создания, конструкции и боевом использовании этих машин. Но по ряду причин некоторые материалы не вошли в этот выпуск. Поэтому в дополнение мы решили дать более подробную информацию о последних шести танках Т-35 (с коническими башнями), тем более эти машины практически не освещались в печати.
Здесь приводятся чертежи на Т-35 выпуска мая—июня 1939 года (во «Фронтовой иллюстрации» опубликованы чертежи Т-35 выпуска февраля—апреля 1939 года).


К середине 30-х годов командованию Красной Армии стало ясно, что бронирование Т-35 слишком слабо и не удовлетворяет возросшим требованиям, предъявляемым к тяжелому танку прорыва. Поэтому постановлением правительства СССР от 25 июля 1937 года ХПЗ поручалось спроектировать танк Т-35 с утолщенной броней корпуса и башен. 7 октября 1937 года И.Бондаренко докладывал начальнику АБТУ, что «тактико-технические требования на указанную машину не получены, разработка проекта ведется, исходя из применения гомогенной брони следующих толщин: лобовые листы — 75 мм, верхний и нижний наклонные листы носа — 30 мм, борт — 30 мм, листы шестиграна (то есть подбашенной коробки. — Прим. авт.) — 30 мм, дно и крыша — 15—20 мм фальшборт — 15 мм, борта башен — 30 мм». Одновременно завод получил задание спроектировать танк Т-35 с башнями конической формы. Но работы велись чрезвычайно медленно — без того слабое КБ ХПЗ было сильно обескровлено репрессиями, коснувшимися главным образом инженеров и конструкторов. На специальном совещании по танкам Комиссии обороны при Совете народных комиссаров (СНК) СССР состоявшемся 27 марта 1938 года, констатировалось что «к проектированию Т-35 (с коническими башнями) завод приступил с большим опозданием, только в конце февраля, несмотря на то, что задание от НКОП (Наркомата оборонной промышленности — Прим. авт.) было получено еще в конце сентября 1937 года. В ноябре 1937 года завод получил от АБТУ и техусловия на увеличение толщины брони: борт — 40—45 вместо 30 мм, башни — 40—55 вместо 30 мм, масса машины вместо 55 — 60 т. Это внесло дополнительный тормоз в работу.
Постановлением правительства требовалось в текущем году выпускать серийные Т-35 с коническими башнями, договор же с АБТУ на 1938 год, вопреки Постановлению правительства, предусматривает танки с цилиндрическими башнями».
Уже в ходе проектирования стало очевидным, что при указанной толщине броневых листов уложиться в заданный вес — 60 т — невозможно. Поэтому КБ ХПЗ начало искать решение другой компоновочной схемы. Было предложено семь вариантов, которые при сохранении базы Т-35 различались количеством башен и их размещением.
Для ускорения проектирования нового тяжелого танка в апреле 1938 года к этой работе подключили Ленинградский Кировский завод с его мощной производственной базой и опытом серийного производства танка Т-28 и завод № 185 имени С.М.Кирова (бывший Опытный завод Спецмаштреста), кадры которого, в свою очередь, имели богатый опыт по созданию новых образцов боевых машин. Первый разрабатывал танк СМК-1 («Сергей Миронович Киров»), второй — изделие «100» (или Т-100). Первоначальным заданием предполагалось в СМК-1 и Т-100 использовать отработанную ходовую часть Т-35, однако в дальнейшем от этой идеи отказались.
В это же время КБ ХПЗ рассматривало вопрос о перевооружении Т-35 новой 76-мм пушкой Л-10 вместо КТ, но военные от этого отказались, считая, что «для решения задач сопровождения пехоты хватит мощности КТ, а для борьбы с бронеобъектами вполне достаточно двух 45 мм орудий».
С конца 1938 года ХПЗ перешел на выпуск Т-35 с башнями конической формы. Эти машины имели целый ряд отличий от ранее выпускавшихся. На них была увеличена толщина переднего и лобового броневых листов до 70 мм, башен и бортов подбашенной коробки до 25 мм, изменена форма люков до доступа к трансмиссии в корме корпуса, установлены укороченные бортовые экраны, увеличена емкость бензобаков, внесены изменения во внутреннее оборудование. Масса машин возросла до 54 т. Первые три танка, изготовленные в феврале—апреле 1939 года, имели подбашенную коробку с вертикальными стенками и двухстворчатый люк механика-водителя, откидывающийся в одну сторону. Все эти танки имели ряд отличий друг от друга.
Первая машина была оборудована поручневой антенной, имела пулеметную установку в нише большой башни. На втором танке поручневая антенна была заменена штыревой, но пулемет в нише башни был сохранен. На третьем изменили конструкцию люка командира танка на главной башне: вместо прямоугольного, как откидывающегося вперед по ходу (как на предыдущих образцах), установили овальный (как на танках БТ-7), открывающийся по ходу назад. Кроме того, был изъят пулемет в нише главной башни.
Последние три танка, изготовленные в мае—июне 1939 года, отличались от машин выпуска февраля-апреля. Они имели подбашенные коробки с наклонными бортами, люки другой формы в бортовых экранах, дорожный колпак над вентилятором и измененную конструкцию люка механика-водителя. Конструкция главных башен была аналогична башне, установленной на последнем (третьем) танке выпуска февраля — апреля. К этому времени уже вышли на испытания новые тяжелые танки СМК и Т-100, показавшие значительные преимущества перед Т-35. Поэтому Постановлением Главного военного совета СССР от 8 июня 1939 года танк Т-35 сняли с производства. Жизнь последних пятибашенных танков оказалось короткой и ничем не примечательной. Все они поступили в 67 и 68-й танковые полки 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса, расквартированного в районе Львова. С началом Великой Отечественной войны пять из них были выведены вместе с частями 34-й дивизии и в ходе маршей 22— 25 июня брошены экипажами из-за технических поломок. Шестой танк к началу войны находился в среднем ремонте в г. Садовая Вишня, где и был захвачен немцами.



1. Первый Т-35 с конической башней (выпуска февраля-апреля 1939 года) по пути на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1940 года, Этот танк был оборудован поручневой антенной (АСКМ),

2. Этот же танк, перевернувшийся на мосту. Район деревни Иванковцы, июль 1941 года (АСКМ).

3. Второй танк Т-35 выпуска февраля-апреля 1939 года направляется на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1940 года. Хорошо виден люк механика-водителя толщиной 70 мм и брызговики на кромках надгусеничных полок - такие брызговики встречаются на фотографиях танков Т-35 только на этом параде (АСКМ).

4. Этот же танк, брошенный из-за неисправностей, Июль 1941 года. Машина имеет двухстворчатый люк механика-водителя, открывающийся в одну сторону и пулеметную установку в нише главной башни (АСКМ).

5. Третий танк Т-35 выпуска февраля-апреля 1939 года на параде.1 мая 1941 года (АСКМ),

6. Этот же танк, брошенный из-за поломок. Июль 1941 года, Хорошо видно, что люк командира танка на главной башне овальной формы и открывается назад по ходу танка, Белый треугольник на башне - тактический знак 68-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса (БА).

7.ТанкТ-35 выпуска мая-июня 1939 года направляется на Красную площадь. Москва, 1 мая
1940 года, Хорошо видна форма и конструкция люков главной башни и укороченный колпак над вентилятором (фото предоставил С.Залога).

8. Тот же танк, оставленный в военном городке 34-й танковой дивизии. Июнь 1941 года. К началу войны эта машина находилась в ремонте. Хорошо виден люк механика-водителя овальной формы (БД),

9. Т-35 выпуска мая-июня 1939 года проходит по Красной площади. 1 мая 1941 года. Хорошо видна измененная (по сравнению с танками выпуска февраля-апреля) форма люков в бортовых экранах (АСКМ).

10. Этот же танк, брошенный из-за поломок. Июнь 1941 года ЦМВС),

11. Т-35 выпуска мая-июня 1939 года на параде, 1 мая 1940 года (АСКМ).

12. Этот же танк, брошенный экипажем из-за поломок. Июнь 1941 года. Хорошо виден ключ для регулировки натяжения гусениц, вставленный в бортовой экран, Две белых на главной - тактический знак 67-го полка 34-й дивизии 8-го (БА).


На этих чертежах хорошо видны все основные отличия танков Т-35 выпуска февраля—апреля 1939 года:
вверху — первая машина с поручневой антенной и пулеметом в нише главной башни;
в центре — вторая машина без поручневой антенны, пулемет в нише башни сохранен;
в низу — третья машина с измененной конструкцией люка командира танка в главной башне. Пулемет в в нише башни отсутствует.


Подбашенные коробки танков Т-35 выпуска 1939 года.
на танках выпуска февраля-апреля
на танках выпуска мая-июня

Люки механика-водителя танков Т-35 выпуска 1939 года.
на танках выпуска февраля-апреля
на танках выпуска мая-июня

Кормовая ниша главной башни танков Т-35 выпуска 1939 года.
на первых двух танках выпуска февраля-апреля
на всех остальных танках выпуска 1939 года