|
От
|
БорисК
|
|
К
|
Евграфов Юрий
|
|
Дата
|
13.04.2006 08:14:01
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Re: Косвенно ...
>С уважением!
>Вот создатели Т-34 как-то там разрабатывали гусеничный движитель танка. Подробности этого процесса нам почти не известны. Однако, ещё хуже обстоят дела с инфо о взаимодействии конструкторов Т-34 и, скажем, профессуры танковых кафедр АБТВ и МВТУ.
Ваше замечание убедительно свидетельствует, что Вы подходите к этому вопросу с позиций сегодняшнего дня, используя Ваш современный опыт. Для того, чтобы понять, почему в свое время были приняты (или не приняты) те или иные технические решения, надо прежде всего разобраться кто их принимал, в каких условиях, на основании каких знаний и опыта. Давайте попробуем вкратце разобраться с создателями Т-34.
Харьковское конструкторское бюро в то время было небольшой провинциальной организацией. У него было 2 направления деятельности: развитие линии танков БТ и сопровождение производства Т-35. Большинство проектов бюро в лучшем случае были построены в виде опытных образцов, а до серии их довести не удалось. Создатель и первый руководитель танкостроительной конструкторской группы ХПЗ И.Н.Алексеенко уехал работать в Ленинград и там ничем выдающимся себя не проявил, а ведь в Харькове он был лучшим. В 1931 г. его сменил А.О.Фирсов, которого посадили в 1937, тогда же посадили, а потом расстреляли директора завода Бондаренко. Вообще, на протяжение всей работы бюро там кого-то время от времени сажали, а образованных специалистов и так не хватало. Кошкин, который сменил Фирсова, бОльшую часть своей жизни занимался партийной работой, да и в Харьков его первоначально перевели на партработу вместо арестованного секретаря парткома КБ, но тут как раз и Фирсова арестовали… Единственный проект, которым он сам руководил – БТ-9 – был забракован из-за несоответствия заданию и грубых технических ошибок, например, балансиры опорных катков его подвески были направлены вперед. Это же неграмотность в элементарных вещах, а Вы говорите о профессуре танковых кафедр АБТВ и МВТУ… Реально самую большую пользу для проектирования Т-34 он принес тем, что сумел прекратить аресты. Ведь конструкторы делали ошибки из-за своего незнания и отсутствия опыта, а их за это сажали, как вредителей. Как можно было плодотворно работать в таких условиях?
Морозов, талантливейший человек, был самоучкой, окончил реальное училище и 2 года учился на вечернем отделение техникума, высшее образование получил только в 50-е гг. Был ведущим разработчиком трансмиссии. Как он это делал, трудно представить. Лучшие советские разработчики танков тогда работали в Ленинграде: Барыков, Гинзбург, Духов, Котин, Троянов и т.д. У руководства тогда не было особых иллюзий по поводу возможностей Харьковских конструкторов, поэтому для укрепления бюро прислали группу во главе с Диком. Дика посадили за срыв сроков проекта, и его работу продолжил все тот же Кошкин, других-то не было. А сроки поджимают, и что бывает за их невыполнение харьковчане наглядно видели. Чтобы их выдержать, они реально могли сделать что-то с максимальным использованием известной им конструкции БТ. Так они и поступили: принципиально новым в Т-34 по сравнению с БТ-7М была форма корпуса, толщина брони, пушка и чисто гусеничный движитель. Еще одним средством повышения производительности труда конструкторов была палка Кошкина: ею он лупил их по спинам, за что и попал в уголовное дело.
Остается только снять шляпу перед людьми, которые в таких условиях и на такой базе сумели сделать работоспособную, а что еще более важную, обладающую большими резервами по массе и объему конструкцию. Эти резервы и позволили Т-34 так долго продержаться на производстве. Хотя этому способствовало и совпадение очень многих обстоятельств, без которых он мог бы остаться очередной проходной моделью.
Если Вы хотите об этом немного подробнее, почитайте статью "Еще раз о Т-34" в январском номере журнала "Военно-исторический архив".
С уважением, БорисК.