От Роман (rvb) Ответить на сообщение
К Евграфов Юрий Ответить по почте
Дата 11.04.2006 18:12:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; ВВС; Версия для печати

Re: ? о

>В книге А.Н. Алябьева «Хроника воздушной войны. Стратегия и тактика. 1939-1945 гг.» (М.: Центрполиграф, 2006) сразу наткнулся на описание приключений «некоего австралийца Сиднея Коттона», занимавшегося в 1939-1940 годах тайной аэрофотосъёмкой территории Германии, Северной Африки и СССР (район Баку) по заданиям английской разведки. [стр. 10 – 14; 63 - 65]
> - что известно про сказанные дела (т.е. - про «бондиану» Коттона)? Есть ли внушающий доверие первоисточник?

http://www.airforce.ru/history/caucasus/caucasus2.htm

Алексей Степанов, "Кавказский кризис" или англо-французская воздушная угроза СССР в 1939-1940 гг.

======================================================

Еще неделю назад, 23 марта 1940 года, этот самолет вылетел из Лондона и, сделав две промежуточные посадки на Мальте и в Каире, прибыл в Хаббанию. Экипаж для этого задания был подобран Британской секретной службой, а именно руководителем воздушного подразделения СИС полковником Ф.У. Уинтерботемом (F.W.Winterbothem). Он задействовал лучшего британского воздушного шпиона, австралийца Сиднея Коттона (Sidney Cotton). Незадолго до восхода солнца 30 марта 1940 года Локхид поднялся с базы Хаббания в чистое, без единого облачка небо, и взял курс на северо-восток.

Задача, поставленная перед экипажем из четырех человек, которыми командовал Хью Мак-Фейл (Hugh Mac Phail) – личный ассистент Коттона – заключалась в воздушной разведке (шпионаже) советских нефтяных полей в Баку. На высоте 7000 м Локхид делал круги над Баку. Щелкали затворы автоматических камер, а два члена экипажа – фотографы из РАФ – делали дополнительные снимки ручными камерами. Ближе к полудню – уже после 10 часов – самолет-шпион приземлился в Хаббании. Четыре дня спустя он опять поднялся в воздух. На этот раз он произвел рекогносцировку нефтеперегонных заводов в Батуми. Мак Фейлу пришлось при этом пройти через обстрел советской зенитной артиллерией.

Фотоснимки с воздуха были уже переданы штабу британских и французских ВВС на Ближнем Востоке. При этом уже января 1940 года существовало задание британского и французского правительства, просто «грандиозный» план: удар с воздуха по кавказским нефтяным полям в Советском Союзе. В течении 10-45 дней девять эскадрилий бомбардировщиков должны были разрушить до основания 67 нефтеперегонных заводов в Баку, 43 в Грозном и 12 в Батуми. «Уничтожение рассматриваемых целей», – как указывал штаб британских ВВС, должно «рано или поздно привести к полному уничтожению военного потенциала СССР и может решить исход войны».

Так выглядели английские шпионские рейды в изложении немецкого исследователя О. Гролера на страницах его монографии "Борьба за господство в воздухе", в главе "План «Барбаросса".

Стационарное фотооборудование, установленное на Локхид-12А состояло из трех фотокамер F.24: с высоты в 6000 м они могли снимать полосы шириной 18,5 км. Так как съемки проходили на большой высоте, отводимый от двигателей теплый воздух использовался для кондиционирования фотокамер. Специальное соединение Сиднея Коттона, в котором кроме самолетов Локхид-12 А в 1940 году был оборудован для воздушной разведки самолет Супермарин Спитфайр, базировалось в коммерческом аэропорту Хестоне под Лондоном.

======================================================

S.Y. Roman ( Холмовцы: http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )