Традиционный обзор последнего отжига на "Йэху Масквы"
Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...
Понедельник, 17 Апреля.
Стенограмма http://www.echo.msk.ru/programs/victory/
Тема была "Лето 1941 года. Кронштадтский переход". Еще в вопросах(заданных на их сайте участниками ВИФ-а) было указано, что наименование "Кронштадский" минимум ошибка, если не сказать глупость. Соответственно в начале передачи они на это отреагировали: "Кронштадтский переход, его еще называют иногда Таллиннский переход".
Должен сказать, что когда Дымарский и Захаров жгут самостоятельно, без гостей, получается довольно беспомощно. Просто в силу куда меньшего объема знаний, чем у самых дремучих обличителей. Для всей борьбы против огромной, более чем двухсоткорабельной группировки, немцы выделили на Балтику всего 28 торпедных катеров, 10 минных заградителей, 7 сторожевиков, 15 тральщиков и 5 подводных лодок. То есть если "Люфтваффе" вело борьбу против нашей истребительной авиации в подавляющем меньшинстве, то цифры, которые были задействованы в корабельных единицах на Балтике, выглядят просто смехотворно. Как они решились на подобную авантюру?
Во-первых, главной идеей немцев было захватить базы, а при попытках прорыва КБФ в нейтральные порты гасить его крупными кораблями. Во-вторых, в захвате островов на Балтике осенью были таки задействованы немецкие крейсера.
Совершенно феерично было вот это: И тут надо сказать еще одну вещь: удивительное открытие ждало наших моряков, командование Военно-морского флота. Оказывается, немцы ставили мины не первой мировой, которые штырьком задевали за корабль и вследствие этого происходил взрыв. Немцы сподобились ставить бесконтактные мины - акустические или электромагнитные.
Cредств борьбы с магнитными и акустическими минами действительно не было(трал только проходил испытания), но ставились эти мины в действительности в гомеопатических дозах и практического значения не имели. Ставились они с катеров(RMA), ПЛ(TMB)и самолетов(LMB) в некоторых точках, в частности в створах маяков итп. Акустические мины, к тому же, имели избыточную чувствительность. Подавляющее большинство потерь КБФ и транспортные корабли понесли от обычных контактных мин. Проблема была в их количестве и нехватке тралов.
В рамках политкорректности вообще ничего не сказали про постановки мин финнами, хотя это многое объясняет в том, что Финский залив оказался уставлен заграждениями. Так вот к началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот насчитывал в своем составе в общей сложности примерно 50 тральщиков различного вида - базовые, тихоходные катера - из которых готовы к военным действиям были только 85%, но при этом даже вот эти 50 тральщиков, которые были, это примерно была одна треть того, что требовалось в то время для флота. По некоторым расчетам считалось, что нужно где-то было по крайней мере 160 тральщиков.
Авторы не в курсе, что после начала войны КБФ пополнился мобилизационными тральщиками из гражданских судов. Это позволило к 15 августа сформировать семь дивизионов тральщиков и один дивизион катерных тральщиков.
Ведущие оспаривали целесообразность прохода по центральному фарватеру хотя даже Платонов говорит, что это решение было правильное. Эховцы вообще выдвинули странную претензию: Однако Ворошилов Климент Ефремович, 12 августа запретил пользоваться Южным фарватером, опасаясь артиллерийских батарей, которые могут этот фарватер обстреливать. Какой Ворошилов? Последние до собственно перехода транспорты прошли именно по центральному фарватеру, а по южному к тому моменту не ходили уже 20 дней.
Также записали в потери КР "Максим Горький", хотя он был отремонтирован за 43 дня и уже в сентябре 1941 г. участвовал в качестве артиллерийской батареии в отражении штурма Ленинграда.
В общем достаточно вяло было, в первую голову из-за слабого владения ведущими фактическим материалом.
С уважением, Алексей Исаев
P.S. Я у них цыннично выиграл в конкурсе книжку Е.Съяновой. "Алексей 903-729" в стенограмме это я.