|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Паршев
|
|
Дата
|
05.05.2006 04:05:02
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Re: ???
>>. Драккар очень медленно эволюционировал в когг.
> Это точно? именно драккар - в когг? Есть промежуточные этапы?
Тут я, конечно, сверхупростил. Когг в принципе развился из раундшипа где-то в Голландии, причем восходит он скорее к кельтской (северо-галльской) традиции, чем к скандинавской.
Однако драккар тоже эволюционировал в сторону коггообразности (по крайней мере, в англо-нормандском регионе - мне он знаком лучше). Так как попытки механически увеличить размеры во все стороны, имевшие место в X-XI веках (от короля Альфреда до Вильгельма Завоевателя), оказались не очень удачными (удлинение резко ухудшало прочность), эволюция пошла в сторону наращивания бортов и бочкообразности.
И где-то в XII-XIII веках обе ветви эволюции, от раундшипа и драккара, слились в раннем парусно-гребном когге-нефе (все эти термины на самом деле крайне расплывчаты: когг, от голландско-фламандского Kogel, «круглый», и есть английский "раундшип"). В XIII веке добавился руль, увеличились размеры, где-то к 1300 г. стали обычными довольно крупные суда на 40-50 человек команды (в военное время она стандартно удваивалась), и весла отпали окончательно.
Хотя, как уже было сказано, сравнимые с драккарами по размеру 50-весельные гребные суда "северного типа" вовсю использовались до конца XIV века и даже в XV-м. Но в новые времена, на фоне больших коггов и галер с 200 человек команды, они уже не выглядели впечатляюще.