От Pout Ответить на сообщение
К Constantin Ответить по почте
Дата 06.05.2006 06:41:26 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Память; Версия для печати

Полярный аэродром "Захарково"

>В Тушино как минимум 2 аэродрома было - тушинский и захарьинский - полярной авиации - от него ангар во дворах на Химкинском бульваре (за ЗАГСом) сейчас там вроде гараж от КБ Расплетина и радиомаяк между райниса и фабрициуса аэродромной и туристской - сейчас просто парк. + на водохранилище гидроаэродром.

В одном из материалов по подсказанной ссылке (еще раз большое спасибо Пассатижи(К)) есть упоминание еще об одном,ложном аэродроме ( в 5 км от Тушинского). На нем в войну высталяли макеты самолетов и фрицы их успешно бомбили.

про Захарковский аэродром оттуда же реферат

(отрывок)


http://www.dimarik.tushino.com/index.php?news_read=1161
Полярный аэродром "Захарково" (на основе реферата по истории)
История | добавлено: 11 января 2006, leksey
автор текста
--------------------------------------------------------------------------------

Использована работа “Великое братство полярников ” - автор: Ротанова Екатерина (ученица 11 «А» класса Средней школы № 680).
Руководители: Огородникова Вера Павловна- к.г.- м.н Руководитель музея «История Тушина» и Ротанова Любовь Егоровна-учитель первой категории школы №680.
Северо-западный учебный округ Центр детского творчества «Тушино», Москва 2003 год.




Стройки первой пятилетки на Тушинской земле

Конец 20-х - 30-х гг это время торжественных и поистине всенародных встреч героев- полярников моряков и пилотов ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экипажа гигантского дирижабли «Италия».
Это встреча «седовцев» «челюскинцев» «папанинцев» это - поиски пропавшего экипажа Леваневского,- событий, не сходивших со страниц газет всего мира. Это было время массового поступления в фабрично- заводские училища (ФЗУ) при возникающих авиационных заводах, время развития планеризма, возникновения школ курсантов-авиаторов и радистов время, когда «молодежь спала и видела себя в самолетах».

С началом первой пятилетки (в 1929 г) открылись перспективы развития страны. Практически, в то же время около Москвы разворачивается великая «тушинская стройка» В Тушино, где уже действовала лётная школа, строятся авиамоторный и авиационный заводы, Тушинский аэродром и центральный аэроклуб, начинаются работы связанные со строительством канала Москва-Волга и Химкинским водохранилищем.
История Захарковского аэродрома

Этот раздел написан мною по редким сведениям, почерпнутым из книг (1,3,6,7,10 11,12)1 и по воспоминаниям прошедших через аэродром полярников Воловича В.Г., летчиков - Перова В.М., Малькова В.В. и Чуенкова Ф.В. , бортрадистов Минькова Г.А. и Сырокваса Б.Н., инженера Слободского М.П.
В 1931 г на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолетов- амфибий. Особенностью самолетов, использовавшихся в полярной авиации являлось «многоликое» шасси на твердой земле это - колеса, зимой -широкие лыжи, на воде это - лодки, которые на суше заменялись на колеса или лыжи. Гидроспуск - бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище. Многие жители деревни Захарково работали на этом аэродроме.
В 1937 г в Захаркове был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые машины.
Летчики полярной авиации пользовались особым почетом и уважением в стране, так как их работа была связана не только с романтикой первооткрывателей но и с постоянным риском. Поэтому для их отдыха недалеко от Москвы был построен дачный поселок Опалиха, а усадьба Братцево стала домом отдыха «Главсевмоспути».

Cюда, в Захарково прибывали грузовики и автобусы, груженные оборудованием, снаряжением и продуктами для полярных экспедиций. Именно сюда, «домой в родное Захарково» возвращались после выполнения очередного ответственного задания экипажи самолетов, счастливые от сознания выполненного долга. Возвращались, ориентируясь на позывные радиомаяка, сначала - в Опалихе а затем при снижении - Захарковского радиомаяка. «Особенно трудно было» - вспоминают летчики возвращаться на аэродром в годы войны. Берега Химкинского водохранилища были закамуфлированы плотами с искусственной растительностью. Усталые после выполнения боевых операций, часто в сплошной облачности мы должны были «нащупать» коридор-«вход» в Москву, а эти воздушные коридоры периодически менялись. Рассчитывали мы только на средства радиотехнического самолетовождения и «пролезали» через аэростатное заграждение на свой аэродром Сложность маневра такого слепого полета в этих узких «коридорах» доставляла нам не меньше напряжения , чем полеты над вражеской территорией. Ведь, если самолет попадал в стальную сеть аэростатов безжалостная сталь их тросов разрезала самолет пополам».

В июле 1934 г Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего поселка Тушино, в состав которого вошел и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г - городом областного подчинения. В 1960 г Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 г полеты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень Но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево. От Захарковского аэродрома сохранился ангар и небольшое двухэтажное здание на Химкинском бульваре, остатки радиомаяка на Аэродромной улице, в названии которой осталось память об аэродроме.
С начала 60-х г г территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолет резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная» (12).
Живут у нас в районе и полярники, летавшие с Захарковского аэродрома и люди обслуживающие его. Стоит на улице Туристская дом № 31 построенный для полярников.

...



-----
http://situation.ru/