|
От
|
NetReader
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.05.2006 01:22:17
|
|
Рубрики
|
Прочее; WWII; 1941;
|
|
Интереснейшая ссылочка по горючему в годы войны
Масса цифр и деталей по всем странам-участникам (к сожалению, не всегда с источниками)
http://sultanov.azeriland.com/oil/part_04.html
К слову, обсуждающим альтернативу "Красная Армия на ЛаМанше" было бы полезно прикинуть потребности КА в горючем и плечо снабжения при продвижении хотя бы к линии Мажино, а также возможности союзной авиации по прерыванию этого снабжения. Для сравнения, снабжение топливом в Висло-Одерской операции (оперативная глубина 400км):
"1945 год начался успешным наступлением советских войск по всему фронту. Служба снабжения горючим к этому времени имела необходимые ресурсы всех видов горючего. Основная трудность в этот период заключалась в организации и осуществлении своевременного подвоза огромного количества горючего войскам фронтов на большие расстояния. Только одному 1-му Белорусскому фронту при подготовке Висло-Одерской наступательной операции потребовалось подать около 60 тыс. т горючего, причем и это количество далеко не покрывало потребностей войск.
Однако подвезти в необходимом количестве горючее войскам автомобилистам не удалось. Автоцистерны на конечный пункт приходили наполовину без горючего, его расходовали сами батальоны подвоза.
Однако если недостаток боеприпасов преодолевался героизмом автомобилистов, то недостаток в горючем останавливал весь подвоз и наступление войск. Части, вышедшие к Нареву и Висле, оказались совершенно без горючего. Из-за его отсутствия значительная часть артиллерии отстала, танковые войска не могли вести активных действий и вынуждены были перейти к обороне. Несмотря на численное превосходство нашей авиации, она делала меньше вылетов, чем авиация противника, так как на все самолеты не хватало горючего. 6-я воздушная армия имела 1400 самолетов. Противник в районе ее действия имел самолетов в три раза меньше, однако в конце июля Красная Армия производила в сутки по 100-200 самолето-вылетов, а противник 500-600, в три раза больше, то есть решающим было не число самолетов, а количество горючего.
Сложно было и со снабжением горючим танковых войск, уходивших далеко вперед от своего тыла. Перед операцией танки приходилось заправлять непосредственно на армейских складах, так как колесные машины из-за распутицы к ним подойти не могли. На броню каждого танка подвешивались бочки с дополнительной заправкой дизельного топлива. В напряженные периоды боев горючее и масло для танков, действовавших в оперативной глубине обороны противника, доставлялись самолетами.
И снова сказался недостаток емкостей. В связи с этим положение с обеспечением войск горючим, особенно автомобильным бензином, в ходе Висло-Одерской операции было довольно напряженным. В докладе Военного совета 1-го Белорусского фронта Верховному Главнокомандующему отмечалось: лимитирующим фактором является автомобильный бензин. Расход его за 10 суток операции составил 14500 т. В среднем в сутки расходовалось 1455 т, то есть 0,3 фронтовой заправки. В последние дни суточный расход возрос до 2500 т, так как войска оторвались от баз снабжения на 400 км и весь подвоз осуществляется только автомобильным транспортом. Изложив меры, осуществляемые фронтом по сокращению расхода автомобильного бензина, и приведя расчет обеспеченности им войск фронта, командующий докладывал, что во фронте остается в наличии на 1 февраля... 2,1 заправки горючего вместе с наличием в баках машин. По существу это означает замедленное движение вперед. Командующий 1-м Белорусским фронтом просил Верховного Главнокомандующего дополнительно подать фронту 39400 т автомобильного бензина.
Основное затруднение в снабжении войск горючим в этой операции заключалось в том, что почти все запасы находились восточнее Вислы. Сюда горючее поступало в поездах союзной колеи, а движение поездов с горючим по железной дороге от Вислы на запад задерживалось из-за перешивки пути западноевропейской колеи на союзную. Фронтовой автомобильный транспорт при большом отрыве войск от баз снабжения не мог справиться с огромным объемом подвоза."