От Андрей Сергеев Ответить на сообщение
К А.Никольский Ответить по почте
Дата 04.07.2006 13:28:04 Найти в дереве
Рубрики Флот; ВВС; Политек; Космос; Версия для печати

Куда уж серьезнее Ворникеля-то? :) Кстати, нашел почти то, что Вам надо

Приветствую, уважаемый А.Никольский!

В общем, картина такая - с начала 70-х начаты пролоббированные Александровым НИР по теме водородного топлива (наработка, хранение, транспортировка, использование в силовых установках, топливные элементы и проч.). Тогда же пошли аванпроекты у Туполева и Мясищева. А основные работы по теме развернулись после утверждения 6 марта 1979 г. Комиссией Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам комплексный план НИР по применению криогенного топлива для авиационных двигателей. Была принята межведомственная программа "Холод" по исследованию проблем применения жидководородного топлива в авиации.
В рамках программы предусматривалось создание гиперзвуковой летающей лаборатории с ракетной системой выведения для испытания в реальных полетных условиях водородного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) с тягой 300-400 кг. Это для будущих туполевских и микояновских ГПС/ВКС.
В рамках этой же программы был создан экспериментальный Ту-155 для отработки водородного НК-88 с прицелом на полноценную пассажирскую модификацию "154"-го - Ту-156. В конце 80-х - начале 90-х практически все новые транспортные и пассажирские прожекты туполевцев рассчитывались под водород/природный газ (газовые движки тоже отрабатывались на Ту-155), их более десятка.
Про применение водорода в нашем автостроении - отдельная большая песня. В конце 80-х уже готовилась к выпуску опытная серия из 200 водородных "Рафиков", к примеру...

С уважением, А.Сергеев