От А.Погорилый Ответить на сообщение
К Владимир Несамарский Ответить по почте
Дата 06.07.2006 19:28:15 Найти в дереве
Рубрики Флот; ВВС; Политек; Космос; Версия для печати

Re: Ничего секретного

>Это Вы больно смело вывели. На самом деле идея "полной замены" диктуется вовсе не истощением запасов нефти и газа, а стремлением вывести вредные выбросы из мегаполисов на отдаленные заводы по генерации водорода из горючих ископаемых.

Ценой роста общего потребления энергоносителей. КПД ведь падает с неизбежностью. А тут на горизонте замаячило исчерпание месторождений, а куда ближе, прямо на носу - значительный рост китайско-индийского потребления (см. также * прим. 1). Так что не слишком я верю в решения со снижением КПД.

Хехнические характеристики у водородного топлива тоже хуже, из-за малой плотности его в любом виде, хоть сжатом, хоть сжиженном (* прим 2). Про гидриды и говорить противно.
Экономические показатели - также не фонтан. Плюс новая инфраструктура. А это не большие, а очень большие деньги.

>Однозначно - только не цепочка "уголь-электричество-электролиз-водород". Выбор, и довольно непростой, состоит в другом: либо "уголь-(комбинация ожижения и газификации-ФТ)-(бессернистое синтетическое углеводородное топливо)", либо "уголь-газификация-(конверсия в водород)-водород". С энерготехнологической, экономической и экологической точек зрения есть плюсы и у того, и у другого.

С углем тоже непросто. Его запасы можно считать большим (более чем на 100 лет) только если потребление близко к нынешнему уровню (практически только на тепловые электростанции плюс металлургию).
Но давайте не забывать, что в наше время доля угля в мировой энергетике примерно вдвое меньше, чем нефти. То есть попытка заменить нефтяную энергию угольной потребует роста добычи угля в разы. С учетом явно неединичного КПД преобразования угля в моторное топливо - в довольно много раз. В столько же раз уменьшится срок исчерпания его запасов. И замаячит не то что на горизонте, а куда ближе.

Так что я скорее поверю в переориентацию на минимизацию энергопотребления, чем в то, что эти странные игры (водородные и т.п.) дадут какой бы то ни было практический результат (о грантах для "исследователей" не говорим).

* Прим. 1. А еще явно маячит в обозримом будущем социально-экономический кризис в странах "первого мира". Подробности его описывать не берусь, но достаточно очевидно, что к охренелым экологистам с их "борьбой за окружающую среду" интерес будет утерян. Примерно как в Армении в первые же зимние холода утратили интерес к остановке АЭС, а приобрели интерес к ее пуску.

* Прим. 2. Гиперззвуковой самолет и космические аппараты с водородом - это случай особый. Потребление у них - ничтожная доля от общего, а стоимость топлива критической роли не играет. Стоимость вывода килограмма в космос на низкую орбиту достаточно велика, чтобы стоимость топлива для разгонного блока по выводу на высокую орбиту стала малозначительной в сравнении с весом этого топлива.