От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.07.2006 09:37:24 Найти в дереве
Рубрики Танки; 1917-1939; Версия для печати

А что это был за завод, знает кто?

занятная статья, а про этот грузовик в талмудике Шугурова ничего нет

http://www.os1.ru/article/history/1999_08_A_2005_08_30-13_06_20/

«Основные Средства» №8/1999 Из истории



Весь раздел «Из истории»
В. Мамедов, рис. А. Саакяна
Забытый грузовик
Прошли времена, когда историю автомобиля никто не воспринимал всерьез. Теперь на эту тему написано немало книжек. И все же многое попрежнему остается «за кадром». Наш рассказ о машине, которой не повезло попасть в эти труды.



Начало тридцатых – эпоха бурного становления автомобилестроения в СССР. Началась реконструкция АМО (ныне АМО ЗИЛ), в Нижнем Новгороде строится крупнейший завод для изготовления фордовских моделей «А» и «АА», а пока шло строительство и разворачивалось производство, на двух заводах шла сборка грузовиков «Форд-АА» из деталей, поступающих из-за океана. Оба предприятия известны: первое называлось «Гудок Октября» и располагалось в районе Канавино Нижнего Новгорода, а вторым был завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), позже превратившийся в МЗМА, потом в АЗЛК, а ныне это небезызвестное АО «Москвич».

Существовал еще и третий автосборочный завод, в Харькове. Правда, сегодня доподлинно не известно, собирал ли он грузовики, однако журнал «Мотор» в № 3 за 1933 год опубликовал статью о работе конструкторско-экспериментального отдела этого предприятия. Работники завода приложили немало усилий к созданию собственных конструкций грузового автомобиля, автобуса на его базе и малолитражного легкового автомобиля с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом в 1,0 л, расположенным сзади.

Про грузовик в статье говорится: «Были разработаны рабочие чертежи, спецификации и протоколы сборки автомобиля применительно к конвейерной системе, произведен анализ материалов ответственных деталей лучшей марки». Последние слова можно истолковать так, что в основе отечественной конструкции лежал зарубежный прототип, документация на детали которого и была изготовлена. Однако какой европейской или американской марки была эта машина? Некачественная фотография из журнала, легшая в основу нашей реконструкции, не позволяет ответить на этот вопрос.

В статье имеется техническая характеристика грузовика, получившего название «Украина-4».
Приводим ее полностью:
«Грузоподъемность – 4 т,
снаряженная масса – 3,75 т,
мощность мотора – 70 л.с.,
число передач в коробке – 4,
база – 4 700 мм,
колея – 1 700 мм,
габаритные размеры – 7 000 х 1 900 х 1 800 мм,
размер шин 34» х 6» (955 х 155 мм)».

Далее точно по тексту статьи: «По чертежам исполнены все детали из советских материалов, особо сложные были заготовлены путем кооперирования с другими советскими заводами». Заметим, что на заводе наладили выпуск алюминиевого и чугунного литья, делали термообработку, несмотря на это, в статье говорится, что производство все-таки носит полукустарный характер.

В день 14-й годовщины Октября, 7 ноября 1931 года, два опытных образца грузового автомобиля «Украина-4» прошли в колоннах демонстрантов по тогдашней столице Украины – Харькову. Позднее они были отправлены на работу в народное хозяйство. 40-местный автобус, по-видимому, изготовлен не был.

Из дальнейшей информации, которую удалось собрать, ясно, что после завершения разработки автомобильного газогенератора, работавшего на деревянных брусках, в июне 1930 года все конструкторские работы по грузовой тематике были приостановлены. Судьба проекта заднемоторного легкового автомобиля сложилась более печально: его так и не построили. Работа над проектами нескольких тяжелых мотоциклов завершилась их изготовлением и испытаниями в ряде пробегов. Более о заводе в Харькове нам ничего не известно.