"Аристократов на фонарь" - это переделанный придворный контрданс!
...
Принято считать, что тема собственно менуэта и "Ca ira" у Танеева полярно противоположны <далее цитаты их исследований>.
Действительно, "Ca ira" - встречный музыкальный образ <...> Но "с противостоянием двух тем" дело обстоит гораздо сложнее. ОБРАЗЫ противостоят друг другу, но не собственно ТЕМЫ, ибо песня французской революции является основой ВСЕГО романса.
<...>
Тут есть одна дополнительная тонкость, которая позволила трактовать тему "Ca ira" так двойственно, так противоположно. Создавая свои песни, революционный французский народ приспосабливал, как это часто бывает в подобных исторических ситуациях, распространенные мелодии к новым словам. И в этом случае замечательные слова "Ca ira", выражавшие веру народа в победу, были положены Ладре на мелодию известного "CARILLON NATIONAL" Бекура, который танцевали при дворе Марии Антуанетты. В первой части "Менуэта" - великолепной стилизации - композитор <Танеев> совершает как бы вторичное переосмысление, возвращаясь к жанрово-стилистическому истоку песни "Ca ira".
==================
Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. - М.: Музыка, 1986. С. 93, 94.
------------------
А в Англию этот мотив, скорее всего, попал еще до "переосмысления".
Кстати, может он вообще - "в оригинале" - оттуда? Ведь "контрданс" - это "country dance", "сельский танец"...