В Иране значительное развитие получила практика «ремануфактуризации» как летательных аппаратов, так и их двигателей и бортовых систем. При этом производился не только капитальный ремонт ЛА или двигателя, но самостоятельное изготовление практически всех вышедших из строя или исчерпавших ресурс компонентов и узлов. Объемы «ремануфактуризации» зачастую были сопоставимы по масштабу работ и усилий с новым производством.
В силу этого сплошь и рядом отстуствует ясность, относительно того, что же представляет собой в действительности тот или иной, заявляемый местными источниками как «иранский», летательный аппарат – «ремануфактуризированный» американский или его иранский «клон».
Вертолетостроением в Иране в основном занимается госкомпания Iranian Helicopter Support and Renewal Company (Poshtibani Nirooy-e Havaee – аббревиатура Panha), созданная на основе недостроенного ввиду революции 1979 г завода по сборке вертолетов Bell 214 в Исхафане. Параллельно есть и другие разработчики.
Известные иранские ("иранские"?) типы вертолетов и некий свод противоречивой информации о них.
Zafar 300 - представляет собой первую из известных попыток клонирования в Иране американских вертолетов и конструктивно является предпринятой иранским предприятием Seyedo Shohada переделкой легкого вертолета Bell 206A в боевой вариант с тандемным размещением двух членов экипажа и подфюзеляжным размещением стрелкового или пушечного вооружения на турели. Неясно, строился ли вертолет заново или был переделан из «ремануфактуризированного» оригинального Bell 206A. Двигатель – один «ремануфактуризированный» Allison Model 250C-18. Известно, что программа была начата в 1987 г, а первый прототип начал летные испытания в январе 1989 г. Однако с начала 1990-х гг не было никаких новых сообщений о Zafar 300, что заставляет сделать вывод о том, что одним опытным образцом все и ограничилось. Однако встречаются утверждения и о производстве якобы 15 вертолетов Zafar 300.
Panha 2061 - является «ремануфактуризированным» на Panha легким вертолетом Bell 206А. Степень «ремануфактуризации» неизвестна, и в разных источниках эти вертолеты оцениваются то как капитально отремонтированные Bell 206А, то как их копии, однако первое представляется более близким к истине ввиду наличия одновременно проекта Shahed 278 (о нем ниже). Двигатель – один «ремануфактуризированный» Allison Model 250C-18. Известно, что “производство” Panha 2061 было начато в декабре 1998 г. По одному из сообщений, всего в Иране к началу 2000-х гг было “ремануфактуризировано” около 50 вертолетов Bell 206А. В 2000 г была продемонстрирована версия Panha 2061, вооруженная ПТУР.
Shahed 278 - созданная Panha практически точная копия Bell 206A. Также именовался HESA-278. Известно, что первый вертолет Shahed 278 взлетел в конце 1997 г и впервые был продемонстрирован на авиашоу в октябре 2002 г. К этому времени было построено три прототипа, имеющих двигатели Rolls-Royce/Allison Model 250C-20. В январе 2005 г. на авиашоу был продемонстрирован изготовленный Panha "первый серийный" Shahed 278, к началу 2006 г. серийных было якобы изготовлено четыре штуки.
Panha 2091 - «ремануфактуризированный» и модернизированный на Panha боевой вертолет AH-1J Cobra International (Bell 309). По одному из сообщений, было построено три полностью новых экземпляра Panha 2091 (что сомнительно) и «ремануфактуризировано» от 30 до 60 AH-1J американского производства. Другие источники приписывают обозначение Panha 2091 просто проекту модернизации иранских AH-1J (такой модернизированный вертолет демонстрировался на авиашоу в Иране в октябре 2002 г). Двигатели – оригинальный «ремануфактуризированный» «спаренный» T400-CP-400 (военный вариант Pratt & Whitney Canada РТ6Т-3). Появлялась также информация о разработке в Иране одноместного «клона» AH-1J под обозначением Panha 2097 (или переделки?), но ее достоверность неизвестна.
Shabaviz 2-75 - непонятно что. По одной версии, представляет собой производимую на Panha точную копию вертолета Bell 205 (UH-1H) - или "ремануфактуризированные" старые вертолеты. По другой версии, это старое обозначение Panha 2061.
Ранее Shabaviz 2-75 объявлялся в Иране “первым вертолетом собственного производства” и к концу 2003 года, согласно иранским сообщениям, якобы было построено (видимо, реально "ремануфактуризировано") 25 вертолетов.
Shahed 274 - легкий пятиместный вертолет, создан в Институте промышленных исследований и развития (Institute of Industrial Research and Development) Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР). Конструкция вертолета основана на Bell 206A, но отличается фюзеляжем измененной формы и увеличенных размеров. Проект, первоначально известный как Х-5, был начат еще в начале 1990-х гг, первый полет прототипа Shahed 274 состоялся в 1997 г, а в сентябре 1999 г он был передан в опытную эксплуатацию КСИР. Впервые Shahed 274 был публично продемонстрирован в Тегеране 30.12.2000. Известно, что к концу 2001 г были построены еще два образца, несколько отличающихся обводами фюзеляжа, и показанных на авиашоу в октябре 2002 г. Серийное производство должно было вестись на Panha. В иранской прессе заявлялось, что к концу 2004 г планировалось построить 20 или 30 вертолетов Shahed 274, и что всего КСИР планирует закупить 50 машин, однако статус программы до сих пор неясен, и неизвестно, производятся ли эти вертолеты серийно в действительности - видимо, нет. Известно, что первые три образца имели по одному двигателю Rolls-Royce/Allison Model 250C-20. Происхождение двигателей неясно.
Sanjaqak - вообще, непонятно что. По одной версии, это легкий двухместный вертолет, созданный Panha и являющийся аналогом старого американского вертолета Bell 47. Взлетный вес вертолета всего 450 кг, тип двигателя неизвестен – предположительно, поршневой.
По другой версии, Sanjaqak - это собираемый Panha обычный крылатый
ультралайт Dragonfly компании Australian Moyes (что, ИМХО, более вероятно и подтверждается фото).
AVA-505 Thunder - легкий вертолет, спроектированный иранской гражданской авиастроительной организацией Aviation Industries of Iran (AII). Программа известна с 1996 г, первоначально обозначалась как IR-Н5. Согласно некоторым источникам, вертолет подобен Shahed 278. Первый полет AVA-505 состоялся в начале 2002 г, на 2004 г програма считалась действующей, но данных о ее развитии нет. На веб-сайте AII какое-либо упоминание об AVA-505 отсутствует.
Parian - проект "среднего многоцелевого транспортного вертолета”. Предположительно, это Bell 214А - то ли "ремануфактуризированные", то ли попытка сделать копию. Раньше разработка приписывалась Институту промышленных исследований и развития КСИР. По последним данным, проект ведет Panha в интересах иранской национальной нефтяной компании. Прототип якобы полетел в 2001 г. Panha грозилась выпускать этих вертолетов по 20 штук в год, но до сих пор не слышно ни об одном серийном.