От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.10.2006 11:51:28 Найти в дереве
Рубрики Флот; 1917-1939; Версия для печати

Тихоокеанский линкор В.Костенко

ПОСЛЕДНИЙ ЛИНКОР ВЛАДИМИРА КОСТЕНКО
Алексей Соколов

Владимир Костенко (1881-1956) - выдающийся деятель оте­чественного судостроения. Он внес боль­шой вклад в кораблестроительную науку и в организацию судостроительной промыш­ленности. Личность его постоянно привле­кает внимание историков флота. Что не­удивительно. Костенко первым применил в аварийных условиях таблицы непотопляе­мости А.Н. Крылова. Будучи корабельным инженером на броненосце "Орел" во время Цусимского сражения, предотвратил опро­кидывание изрешеченного снарядами про­тивника корабля. Во время пребывания на английских верфях он обратил внимание на просчеты в системе обеспечения непо­топляемости на лайнерах "Олимпия" и "Ти­таник". Чем закончилось игнорирование этих замечаний для "Титаника", известно.
Костенко увлекался и политикой, был видным деятелем эсеровской партии. В первый раз за революционную деятель­ность его арестовали и заключили в Петро­павловскую крепость в 1910 году. За бы­лую принадлежность к эсерам дважды бро­сали в застенок и при сталинском режиме: в 1928 и 1941 годах.
Но самое удивительное то, что Костенко не только регулярно сажали, но неизменно выпускали на свободу, и он опять занимал крупные посты. Причина - та же, по кото­рой его когда-то помиловал Николай II, - специалистом он был выдающимся.
С 1907 года Костенко работал по реко­мендации А.Н. Крылова в техническом бюро фирмы "Наваль" в Николаеве. А с 1911 года руководил проектированием черноморских дредноутов. В 1916 году совместно с груп­пой коллег создал проект линкора для рос­сийского ВМФ. Это, бесспорно, лучшее, что было рождено в данной области отечест­венной судостроительной мыслью.
С 1924 года Костенко перестал зани­маться политикой. Он перехал из Николае­ва в Петроград. Под его руководством были реализованы проекты строительства су­достроительных заводов в Комсомольске и Северодвинске.
Учитывая эсеровское прошлое Костен­ко, в советское время его официально не привлекали к проектированию линейных кораблей. Но вот 18 июня 1935 года было подписано англо-советское морское согла­шение. Согласно этому документу, СССР должен был сообщать о закладке тех своих линкоров, которые строились в европей­ской части страны и предназначались для действий в европейских водах. Таким об­разом, о линкорах, которые закладывались на Дальнем Востоке, Советский Союз не обязан был никого информировать.
Вот почему Костенко в инициативном порядке принялся проектировать линкор для Тихого океана. Сохранилась его "Объ­яснительная записка к эскизным чертежам линкора в 52700 т." Это брошюра в 41 страницу машинописного текста с тремя листами чертежей. Датирована она 15 сен­тября 1936 года.
Достаточно взглянуть на теоретический чертеж линкора, чтобы убедиться в том, что корабль имел весьма своеобразные обводы. Костенко предлагал их для всех типов кораблей: от тральщиков до линей­ных кораблей и авианосцев. Он считал, что при скоростях, близких к 35 узлам, для ко­рабля с такими обводами полное сопро­тивление (т.е. волновое плюс сопротивле­ние трения) может, по предварительным расчетам, уменьшиться до 20%, что озна­чает прирост скорости на 3-4 узла. Но ого­варивал, что эта гипотеза требует экспери­ментального подтверждения на опытах с моделями.
Кроме того, считал Костенко, корпус ко­рабля, имея специальные срезы борта ши­риной 0,8 м и некоторый завал борта внутрь судна выше среза, будет мгновенно гасить кренящий момент от действия вол­ны. При таких обводах корабль будет обладать хорошей поворотливостью и надеж­ной устойчивостью на курсе, что трудно совместимо при традиционных судовых об­водах.
Все важнейшие для жизни судна меха­низмы, устройства и вооружение заключе­ны во внутренней, надежно защищенной зоне, образующей центральную броневую цитадель в форме прямоугольного ящика. Эта цитадель помещена в наружную тон­кую оболочку судна, окружающую цитадель со всех сторон. Все пространство оболоч­ки разграждено системой непроницаемых переборок на огромное количество отде­лений, в совокупности образующих вокруг судна своего рода "спасательный пояс" из воздушных ящиков.
Главный броневой корпус помещался внутри корабля. При ширине судна 36 м ширина бронецитадели составляла только 24 м. Это дало сокращение веса главной и верхней бронепалубы на одну треть. Цита­дель линкора получилась размером 150 х 24 м при толщине брони 355 мм.
На линкоре вторая башня главного ка­либра отодвинута в корму от первой (про­межуток между барбетами - 20 м) и при­поднята несколько выше обычного для об­стрела на носовых курсовых углах через первую башню. Третья башня главного ка­либра поставлена в корме симметрично первой относительно миделя.
Две дымовые трубы и рубка с ходовым мостиком поставлены не в диаметральной плоскости, а вплотную к продольной пере­борке правого борта - как на авианосцах. Диаметральная плоскость поэтому открыта для стрельбы вдоль корабля. Башня № 2 при этом может действовать прямо по корме через башню № 3, которая, в свою очередь, может стрелять через башню № 2 с учетом возвышения до 10° прямо по курсу. Башня № 3 при этом способна пе­реносить огонь с борта на борт, вращаясь на 360°.
Башни 180-мм артиллерии в пределах ±20° по борту при углах возвышения свыше 15° могут стрелять все по одной цели. При иных углах по одной цели могут вести огонь не менее 12 стволов.
Мощность трех главных газотурбинных установок предполагалась равной 150000 л.с. - 3 х 50000 л.с. С учетом эффекта об­водов они обеспечивали скорость полного хода 33-35 узлов.
В тот период линкоры проектировали многие. Но все они были сделаны по стандартной отработанной схеме. Костенко же сумел создать яркий самобытный проект, свободный от влияния прототипов. Впро­чем, нового оказалось столько, что ни одно управление кораблестроения не рискнуло бы осуществить его.

картинки 256 кило
http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Maler/kostenko.tif

ВОЕННЫЙ ПАРАД май-июнь 1996 MILITARY PARADE