|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
18.10.2006 11:51:28
|
|
Рубрики
|
Флот; 1917-1939;
|
|
Тихоокеанский линкор В.Костенко
ПОСЛЕДНИЙ ЛИНКОР ВЛАДИМИРА КОСТЕНКО
Алексей Соколов
Владимир Костенко (1881-1956) - выдающийся деятель отечественного судостроения. Он внес большой вклад в кораблестроительную науку и в организацию судостроительной промышленности. Личность его постоянно привлекает внимание историков флота. Что неудивительно. Костенко первым применил в аварийных условиях таблицы непотопляемости А.Н. Крылова. Будучи корабельным инженером на броненосце "Орел" во время Цусимского сражения, предотвратил опрокидывание изрешеченного снарядами противника корабля. Во время пребывания на английских верфях он обратил внимание на просчеты в системе обеспечения непотопляемости на лайнерах "Олимпия" и "Титаник". Чем закончилось игнорирование этих замечаний для "Титаника", известно.
Костенко увлекался и политикой, был видным деятелем эсеровской партии. В первый раз за революционную деятельность его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость в 1910 году. За былую принадлежность к эсерам дважды бросали в застенок и при сталинском режиме: в 1928 и 1941 годах.
Но самое удивительное то, что Костенко не только регулярно сажали, но неизменно выпускали на свободу, и он опять занимал крупные посты. Причина - та же, по которой его когда-то помиловал Николай II, - специалистом он был выдающимся.
С 1907 года Костенко работал по рекомендации А.Н. Крылова в техническом бюро фирмы "Наваль" в Николаеве. А с 1911 года руководил проектированием черноморских дредноутов. В 1916 году совместно с группой коллег создал проект линкора для российского ВМФ. Это, бесспорно, лучшее, что было рождено в данной области отечественной судостроительной мыслью.
С 1924 года Костенко перестал заниматься политикой. Он перехал из Николаева в Петроград. Под его руководством были реализованы проекты строительства судостроительных заводов в Комсомольске и Северодвинске.
Учитывая эсеровское прошлое Костенко, в советское время его официально не привлекали к проектированию линейных кораблей. Но вот 18 июня 1935 года было подписано англо-советское морское соглашение. Согласно этому документу, СССР должен был сообщать о закладке тех своих линкоров, которые строились в европейской части страны и предназначались для действий в европейских водах. Таким образом, о линкорах, которые закладывались на Дальнем Востоке, Советский Союз не обязан был никого информировать.
Вот почему Костенко в инициативном порядке принялся проектировать линкор для Тихого океана. Сохранилась его "Объяснительная записка к эскизным чертежам линкора в 52700 т." Это брошюра в 41 страницу машинописного текста с тремя листами чертежей. Датирована она 15 сентября 1936 года.
Достаточно взглянуть на теоретический чертеж линкора, чтобы убедиться в том, что корабль имел весьма своеобразные обводы. Костенко предлагал их для всех типов кораблей: от тральщиков до линейных кораблей и авианосцев. Он считал, что при скоростях, близких к 35 узлам, для корабля с такими обводами полное сопротивление (т.е. волновое плюс сопротивление трения) может, по предварительным расчетам, уменьшиться до 20%, что означает прирост скорости на 3-4 узла. Но оговаривал, что эта гипотеза требует экспериментального подтверждения на опытах с моделями.
Кроме того, считал Костенко, корпус корабля, имея специальные срезы борта шириной 0,8 м и некоторый завал борта внутрь судна выше среза, будет мгновенно гасить кренящий момент от действия волны. При таких обводах корабль будет обладать хорошей поворотливостью и надежной устойчивостью на курсе, что трудно совместимо при традиционных судовых обводах.
Все важнейшие для жизни судна механизмы, устройства и вооружение заключены во внутренней, надежно защищенной зоне, образующей центральную броневую цитадель в форме прямоугольного ящика. Эта цитадель помещена в наружную тонкую оболочку судна, окружающую цитадель со всех сторон. Все пространство оболочки разграждено системой непроницаемых переборок на огромное количество отделений, в совокупности образующих вокруг судна своего рода "спасательный пояс" из воздушных ящиков.
Главный броневой корпус помещался внутри корабля. При ширине судна 36 м ширина бронецитадели составляла только 24 м. Это дало сокращение веса главной и верхней бронепалубы на одну треть. Цитадель линкора получилась размером 150 х 24 м при толщине брони 355 мм.
На линкоре вторая башня главного калибра отодвинута в корму от первой (промежуток между барбетами - 20 м) и приподнята несколько выше обычного для обстрела на носовых курсовых углах через первую башню. Третья башня главного калибра поставлена в корме симметрично первой относительно миделя.
Две дымовые трубы и рубка с ходовым мостиком поставлены не в диаметральной плоскости, а вплотную к продольной переборке правого борта - как на авианосцах. Диаметральная плоскость поэтому открыта для стрельбы вдоль корабля. Башня № 2 при этом может действовать прямо по корме через башню № 3, которая, в свою очередь, может стрелять через башню № 2 с учетом возвышения до 10° прямо по курсу. Башня № 3 при этом способна переносить огонь с борта на борт, вращаясь на 360°.
Башни 180-мм артиллерии в пределах ±20° по борту при углах возвышения свыше 15° могут стрелять все по одной цели. При иных углах по одной цели могут вести огонь не менее 12 стволов.
Мощность трех главных газотурбинных установок предполагалась равной 150000 л.с. - 3 х 50000 л.с. С учетом эффекта обводов они обеспечивали скорость полного хода 33-35 узлов.
В тот период линкоры проектировали многие. Но все они были сделаны по стандартной отработанной схеме. Костенко же сумел создать яркий самобытный проект, свободный от влияния прототипов. Впрочем, нового оказалось столько, что ни одно управление кораблестроения не рискнуло бы осуществить его.
картинки 256 кило
http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Maler/kostenko.tif
ВОЕННЫЙ ПАРАД май-июнь 1996 MILITARY PARADE