>Его оценка: turn the tide of the Soviet's "airwar". На самом же деле, советская авиации имела полное и безраздельное господство в небе Афганистана на весь период конфликта. Как же ещё расценивать такое заявление?
Увы, только как ваше незнание предмета. Вы, видимо, не в курсе, что "airwar" в Афгане по-советски радикально отличалась от airwar по-американски в Косово. Слово-то использовалось одно, а смысл - совершенно другой.
На вооружении действующей в ДРА группировки мятежников состоит 341 ПЗРК, в том числе 47 ПЗРК «Стингер». По сравнению с аналогичным периодом 1986 г. количество ПЗРК увеличилось в два раза. Резко возросло число пусков ПЗРК по самолетам и вертолетам советской и афганской авиации. Так, если в 1984 г. было отмечено 62 пуска ПЗРК, в 1985 г. — 141, то в 1986 г. — 847 (сбито 26 самолетов и вертолетов). За три с половиной месяца текущего года произведено 86 пусков ПЗРК (сбито 18 воздушных целей). При этом значительно увеличилась эффективность применения ПЗРК мятежниками: по итогам прошлого года вероятность поражения воздушных целей составила 3%, в текущем году — 20%…
Источник информации: штаб 40-й армии, г. Кабул,
20 апреля 1987 г.
Обратите внимание на резкий рост вероятности поражения в 87-м.
Основной упор в Афгане до 87-го был на мобильные группы, перебрасывамые оперативно в проблемные точки вертушками. Эта тактика отлично работала - не то, чтобы всё было совсем хорошо, но более-менее под контролем держали. В 85-м можно было заходить в провинциальный дукан поодиночке, не опасаясь за свои кишки и уши - знали, что шурави быстро прилетят, если чо и заровняют окрестности.
С 85-го начали платить большие деньги за сбитые вертушки и пилотов. Пошли Стингеры, китайские ДШК и Стрелы. После того, как в конце 86-87 несколько таких мобильных групп были уничтожены Стингерами (а потом духи стали комбинировать Стингеры с ДШК, хотя до "волчьей пасти" не допёрли). После этого пришлось отказываться от тактики небольших мобильных групп - надо было разведывать, прикрывать транспорты, держать эвакогруппу на подхвате и пр. Подконтрольная территория сократилась, время реакции на банды и караваны резко увеличилось.
В этом смысле тот самый пилот прав (ну а вы, соответственно, не правы) - полное господство в воздухе от 0 метров до 3 км кончилось. Всё, что летало ниже 3 км - и не только вертолёты, но и самолёты на приводе, на взлёте, стало намного уязвимее, сковаными в действиях.