От Exeter Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.11.2006 22:08:40 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Версия для печати

Интервью Маева журналу "Экспорт вооружений" про бронетехнику

Про БМПТ, БМП-3, БТР-90, "Курганец" и т.д. Вопросы составлял Ваш покорный слуга.

Добавлю, что это второй вариант присланных Маевым ответов, кое в чем довольно серьезно откорректированный по сравнению с первым. В первом варианте содержались такие любопытные вещи, о которых можно упомянуть:

1) Лица из высшего руководства ВС враждебно относятся к БМПТ и отказываются принимать эту машину на вооружение.
2) БТР-90 всё не может закончить госиспытания в том числе из-за неспособности волгоградцев довести его АКПП.
3) В первом варианте М. критически высказался о заднемоторной компоновке БТР-90 и более подробно осветил тему "Курганец", которая сейчас приостановлена. Просьба подробности не спрашивать :-))

Само интервью в окончательной редакции:

http://www.cast.ru/journal/2006/5-sept-okt-03/


Журнал "Экспорт Вооружений"
№ 5 (сентябрь - октябрь)

«БТР-90 – многострадальная машина»

Интервью генерал-полковника Сергея Маева, директора Федеральной службы по оборонному заказу



Маев Сергей Александрович. В 1964 г. окончил Омское танкотехническое училище, в 1972 г. – инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск, в 1978 г. – факультет руководящего инженерного со­става Военной академии бронетанковых войск, в 1984 г. – Военную академию Генерального штаба ВС СССР. За время службы в Вооруженных силах занимал должности от заместителя командира танковой роты до начальника эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны РФ – начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны. В 2004–2006 гг. занимал должность первого заместителя ди­ректора Федеральной службы по оборонному заказу. С июня 2006 г. – директор Федеральной службы по обо­ронному заказу; кандидат технических наук, имеет правительственные награды.




Во многих странах мира осуществляются про­граммы модернизации бронетанкового вооруже­ния и техники. Существует ли сейчас необхо­димость и есть ли база для модернизации оте­чественного бронетанкового вооружения и техники?


Прежде всего, давайте определимся в однознач­ном понимании термина «модернизация». Есть не­сколько определений данного термина. Общим для них является то, что под «модернизацией» понима­ется обновление морально устаревающих образцов военной техники путем изменения кон­струкции, материала или технологии изготовле­ния в целях значительного улучшения их харак­теристик и по­вышения эффективности использо­вания.

Согласитесь, что такое определение может иметь много толкований. Например, как определить момент, когда целесообразно приступать к об­новлению морально устаревающих образцов во­енной техники? Или, как оценить «значитель­ность» улучшения характеристик техники и по­вышения эффективности ее использования?

В поисках ответа на эти и другие вопросы в конце 1990-х гг. в структуре возглавляемого то­гда мною Главного автобронетанкового управле­ния (ГАБТУ) Минобороны России специалисты пришли к следующим выводам. Во-первых, на­личие в составе Вооруженных сил России боль­шого количества морально устаревших образцов бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) с малым физическим износом однозначно диктует необходимость их модернизации. Во-вторых, главной целью модернизации БТВТ в сложив­шихся тогда условиях должно быть сбережение материальных и финансовых ресурсов, которые потребовались бы в случае разработки и произ­водства новых образцов техники. В-третьих, за­траты на осуществление модернизации одного старого образца БТВТ не должны превышать 60% от стоимости серийно выпускаемого нового.

С учетом этого, в конце XX в. КБ и предпри­ятиями промышленности по заданиям ГАБТУ провели большое количество опытно-конструк­торских работ по модернизации морально уста­ревших танков, боевых машин пехоты, броне­транспортеров и другой бронетанковой техники. Все эти работы успешно завершены государст­венными испытаниями. Поэтому ответ на по­ставленный вопрос кратко звучит следующим образом. Да, существует настоятельная необхо­димость в модернизации большого количества отечественных образцов БТВТ. Да, база для проведения такой модернизации создана. Более того, государственный оборонный заказ (ГОЗ) 2006 г. уже содержит задания, связанные с капи­тальным ремонтом и модернизацией в заводских условиях морально устаревших танков Т-72Б, БТР-70 и некоторых других образцов БТВТ. По результатам проведенных Рособоронзаказом в 2006 г. контрольных мероприятий, эти задания успешно выполняются.




Будет ли вестись модернизация танков на ом­ском заводе по проекту омского КБ транспорт­ного машиностроения?


Какого-либо проекта омского КБ по модерниза­ции танков Т-80, включенного в задания ГОЗ 2006 г. и выполняемого омским заводом, назвать не могу. Вместе с тем, ГАБТУ в 1990-е гг. была разработана концепция модернизации танков Т-80. В разработке проекта принимали участие КБ транспортного машиностроения в Санкт-Петер­бурге, омское КБ, организации, занимающиеся системами управления огнем в Красногорске и Челябинске, и другие.

Задача модернизации танков типа Т-80 по-преж­нему актуальна, поскольку парк этих машин в Вооруженных силах РФ достаточно большой, и быстро заменить Т-80 на какую-либо новую ма­шину не представляется возможным.

Наиболее приемлемым вариантом, по моему мне­нию, является размещение заказа на модер­низа­цию Т-80 именно на омском заводе. Не­сколько доводов в пользу такого решения. Во-первых, ом­ский завод в свое время осуществлял серийное производство танков Т-80, следова­тельно, имеет необходимое технологическое обо­рудование и ос­настку. Во-вторых, надо учиты­вать фактор нали­чия квалифицированных кад­ров, которые на за­воде еще имеются. В-третьих, крайне важно со­хранить мобилизационные мощ­ности на данном предприятии, учитывая его ме­стоположение.




Несколько слов о так называемой «Боевой ма­шине поддержки танков» (БМПТ). Включена ли она в «Государственную программу воору­жения на период до 2015 г.», когда можно ожи­дать на­чала ее серийного выпуска и какими тем­пами?


Работы по БМПТ велись и ведутся под руково­дством ГАБТУ Минобороны России. По моему мнению, это принципиально новый и перспек­тивный вид боевой техники. В свое время мы приложили много усилий для завершения отра­ботки конструкции и организации всесторонних испытаний БМПТ. По имеющимся данным, ре­зультаты испытаний неплохие и подтверждают высокий уровень боевых свойств, определенных тактико-техническим заданием (ТТЗ). Машина вызвала интерес у зарубежных специалистов в ходе ее демонстрации на международных вы­ставках. Считаю, что машину можно принимать на вооружение.

Вопрос о включении БМПТ в «Государственную программу вооружения на период до 2015 г.», начале серийного выпуска и его темпах нахо­дится за пределами моей нынешней компетен­ции. Могу только с большой долей уверенности утверждать, что боевые возможности БМПТ зна­чительно шире первоначально предполагаемых. Она четко обозначилась как эффективное и дос­таточно универсальное средство огневой под­держки танковых и мотострелковых подразделе­ний. В связи с этим возникает необходимость еще раз тщательно продумать способы боевого применения БМПТ и структуру общевойсковых формирований, имеющих ее на вооружении.




Будут ли вестись закупки БТР-90? Каково ваше мнение о рациональности заднемоторной ком­поновки этой машины, вызывающей столько критики?


Это многострадальная машина. Завершение раз­работки опытного образца пришлось на конец XX в. и осуществлялось в условиях распада обо­ронно-промышленного комплекса, разрушения устоявшихся кооперационных связей, прекраще­ния серийных закупок бронетехники и утери критических промышленных технологий.

Естественно, промышленность с большим трудом выполняла высокие требования ТТЗ. Государст­венные испытания, начавшиеся в 1996 г., не под­твердили полного выполнения ряда показателей ТТЗ и заставили конструкторов проводить необ­ходимые доработки. По мере постепенного вы­хода предприятий из кризиса, возрастали темпы доработок, однако военные заняли жесткую по­зицию (и я разделяю ее полностью) в отношении выполнения требований ТТЗ к новому броне­транспортеру. Точку в работе над БТР-90 можно будет поставить только тогда, когда промышлен­ность устранит последний из установленных в ходе государственных испытаний недостатков.

Относительно критики заднемоторной установки могу сказать следующее. Пусть критикующие попробуют заставить бронетранспортер массой почти 22 т преодолевать на плаву водные пре­грады и двигаться в морских условиях при вол­нении до трех баллов со скоростью до 11 км/ч при размещении двигателя и трансмиссии в но­совой части корпуса. Принятое конструкторами компоновочное решение обеспечивает выполне­ние этих требований ТТЗ.

Если в будущем требования заказчика к новому БТР будут изменены в связи с потребностью доставлять личный состав к месту его боевого применения и обеспечивать максимальную за­щищенность при покидании машины, то компо­новочное решение такого БТР может быть изме­нено. Однако конструкторам придется решать целый комплекс проблемных вопросов по обес­печению требования о преодолении водных пре­град с ходу.




Нет ли планов создания нового БТР с задним выходом?


Думаю, что сейчас уже нельзя мыслить катего­риями отдельно взятого образца БТВТ. Проис­хо­дящие изменения в мире, возникновение но­вых угроз, быстрая эволюция форм и методов ведения вооруженной борьбы вплотную подвели всех нас к необходимости создания системы воо­ружения Сухопутных войск на новых принци­пах.

Важным представляется положение о том, что в случае развязывания войны основная роль в ее начальный период будет отводиться дальнобой­ному высокоточному оружию, действующему со­вместно с авиацией. Однако в дальнейшем ос­новная тяжесть ведения боевых действий ляжет на Сухопутные войска.

Прогнозируется, что даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площа­дях с самыми решительными целями. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей и больших масс пехоты и танков, а путем огневого поражения с больших дальностей. Это заставит войска рас­средоточиться, действовать в основном ротными и батальонными группами.

Для обеспечения необходимой тактической само­стоятельности подобных формирований необхо­димо повысить уровень их огневой мощи, обес­печить равноценную защищенность входящих в их состав образцов ВВТ, одинаковую подвиж­ность и командную управляемость всех образцов ВВТ, повышенный уровень живучести всего формирования. В большей степени эти условия выполняются при оснащении данных формиро­ваний бронированными машинами, предназна­ченными для решения широкого круга задач. По возможности, машины должны выполнятся на едином шасси.

Таким образом, система вооружения Сухопутных войск может и должна включать машины как гу­сеничные, так и колесные. Колесная бронетех­ника имеет хорошую подвижность, а это для ус­ловий военных конфликтов весьма важно. По­этому, со­временный БТР как средство транспор­тировки пехоты и ее огневой поддержки, несо­мненно, бу­дет востребован. Но наряду с ним в систему должны входить и самоходная артилле­рийская установка, и зенитная самоходная уста­новка, ма­шины боевого управления, техниче­ского и тыло­вого обеспечения. Весьма уместен в современных условиях и колесный танк со 125-мм пушкой. Кстати, БТР-90 оказался очень удачной базой для размещения тяжелого воору­жения.




Будут ли производится закупки новых БМП-3? Какова в целом ситуация с ними в российских войсках?


К сожалению, в силу сложностей с финансиро­ванием ГОЗ, ранее было закуплено небольшое количество БМП-3, которое позволило уком­плектовать всего один мотострелковый полк. Сейчас положение с финансированием государ­ственного оборонного заказа более благоприят­ное. Подчеркну, что завод-изготовитель сумел не только сохранить технологию ее изготовления, но и в сложных экономических условиях 1990-х гг. модернизировал свое производство, а также и саму БМП-3.

Думаю, что БМП-3 надо поставлять в Воору­женные силы, так как ее боевые и технические характеристики одни из самых высоких в мире. Необходимо и далее сохранять и развивать тех­нологию ее производства, поскольку БМП-3 вос­требована не только нашими Вооруженными си­лами, у нее есть достаточно хороший экспортный потенциал.




Эти машины воевали в Чечне, не так ли?


В Чеченскую республику в свое время был на­прав­лен один мотострелковый батальон на БМП-3. Я как раз этот батальон там принимал. Не­смотря на нестандартные способы боевого при­менения, БМП-3, по моей оценке, показала себя с хорошей стороны.

В прессе проходила информация о ее слабой боевой стойкости. Могу только сказать, что ба­тальон действовал в Чечне в самое нелегкое время (1994-1996 гг.), однако при этом он нес сравнительно меньшие потери. Сам факт, что ба­тальон БМП-3, находясь в жесточайших усло­виях эксплуатации, сумел в течение двух лет со­хранять боевую готовность, говорит о многом.

Считаю, что сейчас в отношении этих машин при­нято правильное решение. Поскольку они были выпущены до 1994 г. и прослужили в вой­сках бо­лее 12 лет, им необходимо провести рег­ламентиро­ванное обслуживание и ремонт, а за­тем – исполь­зовать для проведения боевой учебы.




Несколько лет назад были сообщения о пере­даче БМП-3 на хранение и замене в частях на легкобронированные тягачи МТЛБ. Вы можете прокомментировать эти сообщения?


Упомянутый тягач создавался для буксировки артиллерийских орудий типа Д-30. Одним из его достоинств является большой ресурс работы дви­гателя. Устанавливаемый на МТЛБ ярославский двигатель типа «ЯМЗ» может работать до 10 тыс. моточасов. Ресурс двигателей бронетанко­вой техники существенно меньше.

Практика проведения контртеррористических операций в Чеченской республике показала, что высокие боевые свойства дорогостоящей броне­техники с меньшим ресурсом (типа БМП) не все­гда полностью востребуются. Поэтому на части МТЛБ стали устанавливать упрощенный вариант вооружения БМП-2 и использовать их для огне­вой поддержки в необходимых случаях. Модер­низированные варианты МТЛБ оказались востре­бованными и в некоторых других регио­нах.

Большой ресурс и сравнительная дешевизна мо­дернизированной МТЛБ, их достаточное количе­ство, очевидно, и привели к решению перемес­тить часть относительно новых БМП-3 на базу хранения, а вместо них использовать в процессе боевой подготовки МТЛБ и машины на ее базе.




На какой стадии находится программа единой боевой машины по теме «Курганец»?


Во-первых, речь не идет о создании новой еди­ной боевой машины так называемой «легкой ка­тегории по массе». Просто, ГАБТУ Минобороны России последовательно ведет курс на макси­мально возможную унификацию шасси для лег­кобронированной техники массой до 20 т. В свое время были осуществлены необходимые научные проработки и сформулированы основные так­тико-технические требования к такому шасси. Затем открыли ОКР и создали макетный обра­зец, проверив выбранные конструкторские реше­ния. В нужное время полученные результаты явятся прочной основой для создания семейства машин легкой категории по массе не унифициро­ванном шасси.




Имеют ли перспективу для РФ разработки тя­желых БМП и тяжелых БТР на танковом шасси?

Думаю, что сейчас необходимости в разработке какой-то БМП или тяжелого БТР на танковом шасси нет. Однако опыт создания и использова­ния тяжелого БТР в Израиле не дает основания для совершенно категоричного отрицательного ответа. Вполне возможно, что при изменении ус­ловий боевого использования общевойсковых формирований такая машина, как тяжелый БТР, может быть востребована. Думаю, что имею­щиеся наработки позволят быстро решить эту задачу.




На Западе большое внимание уделяется созда­нию легкой колесной бронетехники с повышен­ной защищенностью от мин и фугасов. Каковы перспективы в этом направлении в России?


В России работы по противоминной стойкости никогда не прекращались. Особенно серьезных результатов удалось добиться по повышению противоминной стойкости танков и БМП. Ог­ромное влияние на этот процесс оказала война в Афганистане. Кстати, этот опыт показывает, что наши бронетранспортеры сконструированы в от­ношении обеспечения боевой живучести при подрывах на минах достаточно удачно.

В последние годы делается все возможное, чтобы внедрить имеющиеся наработки в области проти­воминной стойкости в конструкцию модернизи­руемых образцов бронетанковой и военной авто­мобильной техники. Думаю, что, несмотря на большую сложность решения данной проблемы, усилия российских конструкторов принесут свои плоды.



С уважением, Exeter