Достаточно интересный материал сегодня был опубликован в "LA Times": видимо, итогом прихода нового Министра Обороны, выходца из ЦРУ, станет существенное урезание полномочий Пентагона в части разведдеятельности. Погонят црушники военных со своей грядки.
Прошу прощения за ночные ошибки, неточности и опечатки:
США собираются приструнить военных разведчиков.
Армейский спецназ работал в странах-союзниках и мешал работе ЦРУ.
Грег Миллер, «Лос-Анджелес Таймс».
18 декабря, 2006 года.
Группы армейского спецназа США, направленные за рубеж с целью проведения разведывательных операций, мешали работе ЦРУ и вели свою деятельность непосредственно в ключевых странах-союзницах США. Согласно высокопоставленным разведчикам и чиновникам министерства обороны, со стороны Разведывательного Управления и Пентагона данные факты вызвали попытку выработать новые «правила игры» для военных подразделений, задействованных в сборе информации за рубежом.
Подобные разведоперации являются частью засекреченной программы, направленной, по выражению официальных лиц, на достижение лучшего результата в обнаружении и слежке за террористическими сетями, а также захвате, или даже ликвидации вражеских агентов в таких регионах мира как, например, страны Африканского Рога, где слабые правительства не в состоянии адекватно отреагировать на появляющиеся угрозы.
Впрочем, эта инициатива привела к нескольким весьма неприятным для США инцидентам, среди которых согласно информации как действующих, так и бывших осведомлённых сотрудников – перестрелка в Парагвае, а также «засветка» одного весьма важного разведывательного мероприятия в Восточной Африке. К тому же, вплоть до настоящего времени все усилия в рамках данной инициативы по поимке хотя бы одной заметной фигуры, подозреваемой в террористической деятельности, успехом так и не увенчались.
Чиновники также отмечают, что иногда группы армейского спецназа выполняют задания, не ставя ЦРУ в известность о цели оных, таким образом дублируя, а, иногда, и подвергая риску выполнение других операций. Под сомнение поставлена и целесообразность проведения разведывательной деятельности в дружественных странах, в том числе на европейской территории, в то время как Соединенные Штаты испытывают недостаток в квалифицированных специалистах в зонах военных конфликтов.
Программа, принятая Министром Обороны Дональдом Рамсфелдом после и по результатам теракта 11-го сентября 2001-го года, подвергнется тщательному рассмотрению со стороны нынешнего главы министерства, Роберта Гейтса, вступающего на эту должность сегодня. Гейтс был критически настроен к расширению полномочий Министерства Обороны в части разведывательной деятельности.
Часть высокопоставленных чиновников Пентагона и ЦРУ защищают данную программу, говоря, что будут добиваться того, чтобы и Гейтс поддержал её. Однако, они признают риск для Соединённых Штатов, связанный с тем, что в поставке разведданных всё чаще и чаще полагаются на армейский спецназ и другие военные подразделения.
«Мы воюем и нам совершенно необходима любая помощь», - заявил генерал-майор Майкл Эннис, офицер Корпуса морской пехоты, который с февраля отвечает в ЦРУ за координацию поступающих агентурных данных от структур ЦРУ и МО. «В то же время необходимо быть осторожными, чтобы не подорвать сложившиеся отношения с другими странами, взаимодействие с их службами, не совершить что-нибудь могущее нанести вред Соединённым Штатам».
Эннис признал наличие «грубых промашек» в работе программы, однако, заявил, что сотрудничество между ЦРУ и МО укрепилось.
«Те проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, являются по большей части координационными», - заявил Эннис в интервью 'Лос-Анджелес Таймс'. «Да и тех всё меньше и меньше».
Ключевой вопрос затрагивает проблематику использования элитных военных подразделений для сбора информации, являющегося традиционной формой деятельности ЦРУ.
После 11-го сентября 2001-го года администрация Буша придала Командованию Спецопераций, в подчинении у которого находятся армейские «зелёные береты», «котики» ВМФ и другие элитные подразделения, расширенные полномочия в борьбе с терроризмом. В то же время Рамсфелд, который не особенно доверял Центральному Разведывательному Управлению, существенно расширил круг деятельности Пентагона по сбору информации. Таким образом, МО могло меньше зависеть от разведданных, поставляемых ЦРУ.
Осведомлённые официальные лица сообщили, что в результате подобных решений в обстановке секретности в американские посольства были внедрены группы спецназа. Они получили название Военные Группы по Взаимодействию, ВГВ (Military Liaison Elements, MLEs), личный состав данных групп задействовался для сбора информации. Члены ВГВ проходили специальную разведывательную подготовку в форте Брэгг, а также других учебно-подготовительных заведениях.
Военные разведчики действовали в гражданском и методами работы не особо отличались от оперативников ЦРУ, приобретая источники информации среди правительственных чиновников других стран, а также в различных исламских организациях. Одной из задач была добыча информации, способствующей проведению тайных нелегальных операций по задержанию, либо устранению персон, подозреваемых в террористической деятельности.
По словам Энниса, Военные Группы по Взаимодействию выполняли более «приземлённую» по сравнению с ЦРУ работу. «ВГВ могут быть введены, а потом выведены из определённой страны, присутствие же и работа ЦРУ в ней осуществляется на долгосрочной основе».
В письменном ответе на вопрос издания пресс-секретарь Командования Специальных Операций, чья штаб-квартира расположена в городе Тампа, штат Флорида, охарактеризовал Военные Группы по Взаимодействию как «отдельных солдат, либо группы военнослужащих, направляемых за рубеж с целью поддержки местного военного командования; действующих с согласия и при поддержке посла США, а также местных вооружённых сил в данной конкретной стране».
Однако, критики данной программы указывают на целую серию инцидентов, случившихся за последние годы в разных странах, и серьёзно усложнивших Соединённым Штатам дипломатическую деятельность.
Так, в 2004 году один из спецназовцев ВГВ, размещённой в Парагвае, застрелил вооружённого налётчика, пытавшегося ограбить группу на выходе из бара, сообщил один из разведчиков-отставников, знакомый с инцидентом. В результате официальные власти США были вынуждены эвакуировать членов данной ВГВ из Парагвая.
В результате другого происшествия военнослужащие ВГВ, прикреплённые к одной из стран Восточной Африки, были арестованы местными властями, обнаружившими их шпионскую деятельность.
«Имело место раскрытие мероприятия по наблюдению за объектом», - сказал один из отставников ЦРУ. Он добавил, что «местные правоохранители застали военных врасплох, мы их вытаскивали». Однако, источник не стал называть страну, в которой произошёл данный случай, и отказался от дальнейших его комментариев.
Отставник заявил, что подобное – лишь отдельный пример раскрытой операции, но проблемы с взаимодействием были частые.
«Уж больно они своевольные» - так выразился он по поводу Военных Групп по Взаимодействию. И отметил, что случаи, когда главный резидент ЦРУ в стране пребывания узнавал о разведдеятельности военных уже по ходу проводимых ими операций, были отнюдь не редки. И что данные операции зачастую осложняли ход и мешали проведению собственных операций ЦРУ, либо специальных служб страны пребывания.
Возникающие проблемы такого плана «весьма недёшево обходятся» - говорит Джо Бреннан, бывший директор Национального Антитеррористического Центра. «Они могут стоить человеческих жизней; ресурсов, затраченных на проведение в жизнь секретных программ; осложнять защиту интересов по линии МИД». Прокомментировать приведённые инциденты Бреннан отказался.
Возникли вопросы и по поводу стран, куда посылались ВГВ. Несмотря на то, что задумывались ВГВ для поддержки присутствия США в неспокойных уголках мира, военнослужащие проводили операции в дружественных странах Европы и Юго-Восточной Азии. Проведение там операций трудно оправдать с точки зрения целесообразности.
Вот по крайней мере один такой случай, когда ВГВ следила за исламским боевиком на территории Европы. «Они пытались собрать определённую информацию о конкретном лице», - рассказал на условиях анонимности бывший разведчик. Он не назвал страну, но сообщил, что она – союзник США по НАТО, а местные власти не были поставлены в известность о проведении операции.
Критики подчеркивают, что проведение подобных операций на территории дружественных США стран может разозлить власти этих стран, в то время как результат операций может быть весьма скудный. В отдельных странах, куда засланы ВГВ, «нет никакой возможности похитить человека и вывезти из страны в одностороннем порядке» - так охарактеризовал положение дел один чиновник, знакомый с программой Пентагона.
В то время как мобилизационные возможности вооружённых сил США на пределе, власти ставят вопрос – стоит ли использовать спецназ для шпионской деятельности, тем более, программа использования Военных Групп по Взаимодействию за рубежом не принесла значительных результатов ни в раскрытии готовящихся терактов, ни в поимке подозреваемых в террористической деятельности.
«Прекрасно подготовленные профессионалы, весьма ограниченный ресурс, которым располагает наше правительство» - охарактеризовал положение дел чиновник, - «Так... почему они находятся там, а не в Пакистане, или Афганистане?»
Гейтс, бывший директор ЦРУ, которому вручены бразды правления Пентагоном, уже высказывал свою озабоченность вторжением военных в область деятельности ЦРУ. В комментарии, опубликованном в этом году, Гейтс пишет, что «много ветеранов ЦРУ, включая меня, недовольны доминированием Министерства Обороны в разведывательной деятельности и сокращением роли ЦРУ».
Для предупреждения подобных конфликтов администрация Буша назначила директора ЦРУ главой агентурной разведки с тем, чтобы главные резиденты ЦРУ в странах пребывания выступали координаторами всей зарубежной агентурной деятельности.
Эннис, чья должность в ЦРУ появилась в прошлом году, заявил, что ЦРУ и Пентагон разрабатывали более продуманную систему прикрытия военных разведывательных операций. Главный резидент ЦРУ «словно предполётное задание» поэтапно утвердит план проведения разведоперации для военных, прежде чем даст ей ход. Он же оценит операцию в целом с точки зрения возможного риска причинения ущерба интересам США; проверит, обладают ли военнослужащие необходимыми навыками и подготовкой для выполнения задания, проводилось ли подобное где-нибудь ранее.
Полковник Сэмуэль Тейлор, начальник отдела по связям с общественностью Командования Специальных Операций, отверг предположения о существовании определённых проблем по координации операций с другими ведомствами. Он заявил: «У нас сложились прекрасные, эффективные и весьма продуктивные рабочие взаимоотношения с ЦРУ».