|
От
|
Роман (rvb)
|
|
К
|
Дмитрий Козырев
|
|
Дата
|
19.12.2006 18:13:37
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Re: ? По...
Посадочные ракеты (факелы) на И-153 и И-16:
http://www.airwar.ru/enc/fww2/i153.html
-----------------------------------------------------------------------
В качестве осветительного оборудования для полетов ночью на них применялись пиротехнические устройства, называемые посадочными факелами (применялось и название "посадочные ракеты"). К моменту запуска И-153 в серийное производство заводами авиационного оборудования выпускался комплект сдвоенных посадочных факелов типа НГ-12. Установленные под правым нижним крылом в районе 11-12-й нервюр, в обычном полете НГ-12 находились в убранном положении. При полетах в сумерках и ночью, при заходе на посадку, пилот нажимал кнопку "факел" на электрощитке, после чего цилиндрические стаканчики факелов выходили из гнезд и автоматически поджигались электрозапалом. Время горения достигало 1,5 минуты. В конце пробега факел нажатием кнопки сбрасывался. Каждый факел можно было зажигать и сбрасывать отдельно. Для повышения противопожарной безопасности поверхность крыла в районе установки НГ-12 зашивалась дюралевым листом толщиной 0,5 мм.
-----------------------------------------------------------------------
Посадочные осветительные ракеты:
http://velikvoy.narod.ru/vooruzhenie/vooruzhcccp/aviabomb/osvetit/osvetit_posad_raket.htm
-----------------------------------------------------------------------
В 1938 году руководство ВВС РККА приняло решение о необходимости, помимо фар – основного средства обеспечения ночной посадки на аэродром, оснастить самолеты аварийными посадочными парашютными ракетами. Их планировали применять для выбора подходящей площадки при посадке самолета вне аэродрома, а также для ориентировки на местности. Непосредственно для выполнения самой посадки их должны были дополнить подкрыльные осветительные факелы Хольта. Разработанная к этому времени посадочная авиационная ракета ПАР-13 требованиям заказчика не отвечала. Ее сбрасывали из кабины самолета вручную, что на больших скоростях посадки мешало пилотированию. Кроме того, она не обеспечивала достаточных светотехнических качеств, а несовершенный терочный воспламенитель часто отказывал.
Параллельно с существовавшей на вооружении ракетой ПАР-13 в начале 1938 года НИИ-6 и ГСКБ-47 предложили разработать новые ракеты калибром 8 кг. Работа в НИИ-6 НКБ в период 1938-39 годов не дала положительных результатов. Ракеты неоднократно испытывали в заводских условиях, но результаты были отрицательными. В итоге в НИИ-6 работы над ПАР-8 прекратили.
В ГСКБ-47 в 1938 году в разработке 8-кг ракеты ОР-8 Н.А.Монаков, М.А.Ефимов, З.А.Ромашова и А.П.Якушев под руководством С.П.Стрелкова добились лучших результатов на заводских испытаниях 60 боеприпасов, завершившихся в 1939 году. После чего изготовили опытную серию в 500 ракет для войсковых и полигонных испытаний. Снаряжали ОР-8 на заводе № 11 НКБ. Интерес к этим боеприпасам проявляли руководители не только ВВС КА, но и Авиационного управления ВМФ.
Осветительный факел посадочной ракеты ОР-8, выполненный на основе натровой селитры, герметично закрывали, благодаря чему исключалась возможность увлажнения пиротехнического состава. Терочное приспособление более совершенной конструкции работало более надежно. Корпус ракеты из нержавеющей стали в условиях повышенной влажности и насыщенности воздуха морской солью не подвергался коррозии и позволял довольно продолжительное время эксплуатировать боеприпас. Испытание опытно-серийной партии посадочных ракет показало, что по основным показателям (сила света, время горения, качество изготовления и масса) они отвечали предъявленным требованиям. Наименование осветительной ракеты ОР-8 заменили на ПР-8.
Параллельно с отработкой посадочной ракеты ПР-8 в ГСКБ-47 создали и посадочную ракету массой 4 кг – ПР-4. Окончательные полигонные испытания перед принятием на вооружение ВВС ракеты ПР-8 проходили в 1940 году, а ракеты ПР-4 – в 1941 году. Испытания дали положительные результаты, и в 8-м Управлении ВВС приняли обе посадочные ракеты на вооружение, присвоив ПР-4 номер чертежа 3-0992 и индекс 7-С-652, а ПР-8 – номер чертежа 3-0993 и индекс 7-С-653.
Конструктивно посадочные осветительные ракеты ПР-4 и ПР-8 были аналогичны и состояли из осветительного факела, парашютной камеры, парашюта и терочного воспламенителя. В оболочке факела было запрессовано снаряжение из нейтрального теплоизоляционного, основного осветительного и зажигательного составов. В парашютной камере, выполненной в виде полого цилиндра с поперечными зигами, размещался парашют. Терочный воспламенитель состоял из алюминиевой втулки с воспламенительным составом и хлопчатобумажных шнуров с нанесенными на них терочными составами № 1 и 2.
Осветительные посадочные ракеты широко применяли в ВВС и авиации ВМФ во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Однако в ходе их массового производства в этот период заказчик допускал некоторые отступления в размерах и материалах. К примеру, использовавшуюся ранее в оболочке факела и парашютной камеры дефицитную нержавеющую сталь заменили черной полированной жестью. Вместо оцинковывания детали окрашивали масляной краской. Наряду с крепежом деталей роликовой сваркой допускали их точечную сварку. Крышку камеры из алюминия заменили железной.
Между тем рост заказов потребовал от промышленности усовершенствовать технологию и использовать поточный метод производства ракет. В связи с этим конструкцию ПР-4 и ПР-8 изменили. Кроме упомянутых новшеств, факелы ракет начали дополнительно герметизировать, заливая церезином, а для надежного раскрытия купола парашюта в ПР-8 применили центральную стропу. Все это разрешали использовать лишь в военное время.
-----------------------------------------------------------------------
S.Y. Roman ( Холмовцы: http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )