От DVK Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.12.2006 16:06:29 Найти в дереве
Рубрики Армия; Байки; Версия для печати

"Косяки" в военном программном обеспечении

Здравствуйте!

По случаю пятницы и Нового Года предлагаю поделиться забавными примерами ошибок в военном программном обеспечении...
Для затравки, вот несколько, с моей точки зрения, ярких примеров подобных "косяков". Часть из них я прочитал, часть слышал от людей. Поэтому допускаю, что что-то уже перешло в разряд баек.


1. Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке, но уже с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся "вверх ногами".

2. В Ираке двое наводчиков-наблюдателей подсвечивали цель для наведения на нее крылатой ракеты. После пуска ракеты в GPS приемнике закончились батарейки. Расчет их быстро заменил. В результате ракета прилетела не туда. Причина проста. После подачи питания в прибор, переменные, отвечающие за координаты цели, автоматически инициализировались координатами текущего местоположения.

3. На испытаниях Су-24 регулярно случался отказ аппаратуры бомбометания. Причем происходило это только в том случае, если на цель заходил летчик-испытатель Ильюшин. Причина оказалось тоже не сложной. Только он заходил на цель с точностью, превышавшей машинную точностью. Получался "машинный нуль", после чего шел сбой из-за попытки деления на ноль.

4. Следующий случай на пример некорректной обработки ошибок. На американском эсминце произошел не очень критический сбор в работе программы. Но он повлек за собой целый каскад ошибок нарастоющей важности. В результате корабль лишился хода из-за отказа ГЭУ, и несколько часов дрейфовал в море.

5. Этот пример тоже очень характерен, хотя, строго говоря, он и не относится напрямую к разработке ПО, но демонстирует важность тестирования. Возникла эта проблема, скорее всего, на МБР 15А30, причем уже после постановки ее на боевое дежурство. При пуске, ракета выходила из шахты и взрывалась на высоте нескольких метров над землей. Причина оказалась тоже не самой сложной. Рубашка сопла охлаждается окислителем, после чего он поступает в камеру сгорания. В спешке принятия нового комплекса на вооружение к очередной годовщине, в систему пуска двигателя внесли небольшие улучшения, которые не протестировали должным образом. В результате пироклапан срабатывал с большим запаздыванием. Окислитель не поступал в трубки охлаждения, а жаропрочности сопла хватало только на то, чтобы ракета вышла из шахты.

Кто продолжит?


С уважением, Дмитрий