От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.01.2007 11:03:03 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Ингушские реалии. 1911 год

17. «Соучастники». В России едва ли знают тот смысл, какой вкладывается в это слово здесь среди «мирного, ни в чём не повинного ингушского народа».

Недавно, в беседе с одним ингушом, пришлось познакомиться с этим словом.

Прижатые последними мерами и чувствуя, что так дальше нельзя, некоторые из ингушей стали тайно заходить к Войсковому Старшине Вербицкому и передавать свои заветные тайны. Хотя для нас Вербицкий не больше как чиновник, находящийся под следствием, но в глазах ингушей имя его до сих пор грозно.

И вот, рассказывая об одном нападении и услышав от меня слово разбойник, ингуш запротестовал:

— Нет, какой разбойник! Он был «соучастник».

Оказалось из его слов, что это для ингуша не одно и то же. Разбойник — так то уже разбойник; а это «соучастник», простой мирный человек из народа.

— Когда разбойник идёт воровать или грабить, — объяснял ингуш, — многим хочется получить барыш в его деле. И они идут с ним. Это «соучастники».

Соучастники были в пленении Месяцева; с соучастниками совершилось Кизлярское дело.

В последнем «соучастников» ингуш насчитал более десятка.

— Но это не разбойники, — говорил он, — это мирный народ. Всякому хочется попользоваться...

18. Откровенное признание. Когда спросили этого ингуша, воровал ли он сам? ингуш отвечал откровенно: да, конечно!

— Стыдно не воровать, весь народ воровал, — прибавил он, — но теперь не ворую.

И он берётся разыскать всех воров, и вырвать с корнем заразу.

— Теперь я знаю, что не надо воровать, и хочу, чтоб не было вор на свете!

И глядя на него, на его честное правдивое лицо, ему можно поверить.

В самом деле: он давно отстал от воровства, нажил имение и капитал, стал богатым хозяином; а тут приходят к нему: плати какой-то там штраф, отвечай за воровство, в котором не участвовал!

То, что данный субъект в молодости воровал, служить в глазах ингуша даже рекомендацией ему, как кандидату в старшины.

— Я изнаю все вор! я изнаю, где поймать, на каким дорогам, — говорит нам честный бывший вор, добиваясь старшинства: — Я — все их поймаю.

И с этим можно согласиться.

19. 38 судей — бывшие воры. Подтверждением только что высказанной мысли может служить следующий случай.

В горский словесный суд выбирали судей, и на одного из выбранных, Чока Чомакова, был сделан донос, что он сидел в тюрьме за кражу.

Посланное расследовать официальное лицо донесло, что все остальные 37 избранных кандидатов — бывшие воры и судились гораздо позже Чомакова.

20. Генуш — «многогрешный». Есть один из ингушей, о котором все говорят, что он никогда не воровал, это старшина селения Плиевского. Он вёл и ведёт беспощадную войну со всеми ворами и ничем перед ними не стесняется. Но это так для ингушей необычно, что его знает всякий ингуш и ему дана особая кличка — ГЕНУШ: «многогрешный».

Убить генуша никто не решается, так как, по поверью ингушей, на убийцу должны перейти все грехи генуша.

Благодаря этому отважному старшине благополучно сходит с рук всякая расправа, тогда как с другими воры не стесняются*.

* Его, впрочем, жгли, и подрезали жилы скоту, но самого трогать не решались. Этому человеку 33 года, но он седой уже, как старик. Так легко жить честному в Ингушии!

(Ткачёв Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Выпуск 2-й. Владикавказ, 1911. С.27–30)