От Мелхиседек Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.01.2007 13:02:14 Найти в дереве
Рубрики WWI; Артиллерия; Версия для печати

про тяжёлые осадные орудия

В конце 19 века в связи с прогрессом в области вооружения возникли сомнения в эффективности и современности систем обр. 1877г. Системы на бездымном порохе требовали новых конструктивных и технологических решений.
Рассмотрев развитие систем, наши генералы пришли к выводу, что дальнейший рост осадных артсистем не компенсируется прогрессом средств тяги, и по прежнему желательно уложиться в 200 пудов веса самой тяжёлой детали. Альтернативой являлась переброска к осаждённым крепостям осадных орудий по железной дороге или водным путём. Проблемой в данном случае являлось либо отсутствие железных дорог, либо неправильная узкая евроколея.

Исходя из массогабаритных соображений, вопросов унификации по боекомплекту и прочего, в качестве тяжёлого осадного орудия была предложена 11" мортира в 200 пудов. Мортира должна была перемещаться в разобранном виде. Стрелять со стационарной позиции.

Недостатком мортиры считалось слабость воздействия по долговременным укреплениям противника. На тот момент они часто рассчитывались на 11" снаряды. После консультаций по данному вопросу, исходя из производственных мощностей российских предприятий, было предложено вооружить осадную артиллерию 14" лёгкой и тяжёлой осадной пушкой. Производство планировалось поручить Обуховскому и Пермскому заводам.

14" лёгкая пушка могла перемещать либо по шоссе, либо по железной дороге, либо водным путём. 14" тяжёлая пушка перемещалась исключительно ж/д или водным транспортом.

Однако из-за царившего в конце в конце 19, начале 20 века застоя в нашей тяжёлой артиллерии, не было заказано даже опытных образцов. Так же выяснилась невозможность выпуска Пермским заводом тяжёлых 14" пушек, после закупки некоторых станков он мог выпускать только 14" лёгкие пушки или мортиры.

Тяжёлые 14" пушки предлагались также в береговой обороне. Пушка виделась генералам как 14"/25 система на лафете со значительным использованием узлов от лафета 10"/45 берегового орудия.

После русско-японской войны процессы резко убыстрились. В итоге на вооружение принята 11" мортира обр. 1912 года. Но её заказали французам и в итоге наши войска остались почти без тяжёлых мортир.

Очевидной была необходимость в более тяжёлой системе, и даже появилась идея создания 14" осадной гаубицы, но возникла проблема долгих сроков разработки. Из ситуации нашли выход. Создание опытных образцов 14" гаубицы откладывалось на 1920 год. Очевидный прогресс в области автотранспорта допускал возможность применения мехтяги. В качестве быстрого и временного решения проблемы предложили принять на вооружение армии 16" гаубицу, которая ничем не отличалась от соответствующей береговой мортиры Морского ведомства (конструкции Забудского и Дурляхера) и даже заказан опытный образец. Шнейдеру, т.к. Обуховский завод был полностью загружен.
Производство 16" гаубиц предполагалось на Обуховском и Царицинском заводах.