Ежи Гофман, польский кинорежиссер топичных фильмов
Ежи Гофман, польский режиссер - Монолог в 4-х частях
Весьма занимательный рассказ спецпереселенца. Польская интеллигенция на лесоповале - просто жесть. Каждый день трупы...
Ну и вторая часть тоже отчасти про жизнь в войну.
интересный цикл.
Монолог в 4-х частях. Ежи Гофман
Телевизионная программа (Россия, 2007), 4 части.
Автор сценария Надежда Виноградова.
Режиссер Наталия Урвачева.
Оператор Игорь Попов.
Текст читает Сергей Лосев.
кстати картика как раз 320х240 пикселей
Часть первая. Режиссер Ежи Гофман рассказывает о своем раннем детстве, о начале Второй мировой войны, о том, как очутился с семьей в Сибири. Гофман вспоминает о том, как отец, будучи врачом, пошел в армию, в первую дивизию имени Костюшко Войска польского, которая формировалась на территории СССР.
Часть вторая. Ежи Гофман говорит о возвращении семьи на родину, вспоминает послевоенную Польшу. Первые опубликованные стихи, яркие впечатления от кино тех лет, потом - Москва и поступление во ВГИК. Сокурсниками Гофмана были Витаутас Жалакявичюс и Юрий Чулюкин. Режиссер вспоминает работу на радио вместе с Эдвардом Суцжевским, благодаря чему советские люди узнали и полюбили польскую эстраду.
Часть третья. Программа посвящена историческим фильмам Гофмана по романам Генрика Сенкевича - "Пан Володыевский", "Потоп", "Огнем и мечом". Эти картины снимались в разное время, поэтому рассказ о них будет сопряжен с политическими событиями в стране и мире.
Режиссер говорит о том, как жизненные впечатления воплощаются в художественные образы, в сюжеты фильмов. Рассказ об актерах, в том числе о Даниэле Ольбрыхском и Тадеуше Ломницком.
Часть четвертая. Гофман рассказывает о фильмах "Прокаженная", "Знахарь", "Прекрасная незнакомка". Он говорит о своей жене Валентине, русской по происхождению, о дочери, которая живет в Америке, и о друзьях, среди них много наших соотечественников.
На киностудии в Лодзи пан Гофман заканчивает озвучание своей новой ленты "Украина" об истории страны от древности до наших дней. "Если бы я не пошел работать в кино, - говорит о себе пан Ежи, - я бы стал историком".
«Каждому человеку суждено только две вещи – родиться и умереть, а все остальное может с ним приключиться или нет», - считает один из могикан польского и мирового кино, режиссер и сценарист Ежи Гофман.
Если бы он не был кинематографистом, то, по собственному признанию, стал бы историком. С историей его родной Польши тесно связано и творчество режиссера, и его жизнь. Он экранизировал историческую трилогию классика польской литературы Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнем и мечом».
15 марта 2007 года Ежи Гофман отмечает 75-летие. К юбилею режиссера наш телеканал представляет 4-серийный художественный фильм «Потоп», снятый в 1974 году. Смотрите 12 – 15 марта в 23:50. Кроме того, к 75-летию польского кинематографиста мы приурочили премьеру телевизионной программы «Монолог в 4-х частях. Ежи Гофман». Пан Гофман рассказывает о своей жизни, об увлечении кино и поступлении во ВГИК, о своих фильмах – не только о знаменитой трилогии, но и о фильмах «Прокаженная», «Знахарь», «Прекрасная незнакомка». Смотрите 12 – 14 марта в 21:30, 15 марта программа выйдет в эфир в 21:25.
«Я родился в первой половине прошлого столетия - 15 марта 1932 года - в королевском городе Кракове, который считал себя древнее и достойнее Варшавы, - говорит о себе пан Ежи. - Детство у меня было счастливое. Родители – врачи, рядом жили дедушка с бабушкой. Дед был мастером по дереву». В 1940 он с семьей был сослан в Сибирь, и вернулся на родину после окончания Второй мировой войны. Режиссер признается: «Отец сыграл в моей жизни невероятную роль. Он сказал мне когда-то: "Помни, если мы с тобой пережили Сибирь, это только благодаря маме, которая на спине своей вынесла все, которая в самые трудные времена верила, что мы вернемся"».
Гофман интересовался кино и хотел стать режиссером. Он написал заявление со следующим содержанием: «Очень прошу выслать меня на учебу в Москву, в Институт марксизма-ленинизма, а если это невозможно, тогда во ВГИК». Поскольку Институт марксизма-ленинизма был учреждением только для работающих, то туда его принять не могли, оставался только ВГИК. Но сначала надо было сдать экзамены в Польше. Ежи Гофман вспоминает: «Больше всего меня перепугал мой друг Эдвард Суцжевский. Он приехал с рисунками, с фотографиями, а я рисовать абсолютно не умел. Сидит комиссия, председатель: "Гофман… А Зигмунд Гофман из первой дивизии не ваш родственник?". Я говорю: "Это мой отец". Так по блату я попал во ВГИК. В 50-е годы у ВГИКа не было своего общежития, нас посели в общежитии Института пищевой промышленности на Соколе. "Сокол" тогда был последней станцией метро. Мы доходили до метро, от "Сокола" ехали до Свердлова, а там пересаживались на троллейбус и ехали до Сельскохозяйственной выставки, там где "Рабочий и колхозница". Надо было встать в 6 утра, было еще темно, чтобы успеть на первое занятие. Если учесть, что каждый из нас должен был работать не только как режиссер, но и как актер, мы кончали работу в 11-12 ночи. Метро уже переставало работать. Часто в гардеробах так и оставались на ночь. Если кто-то жаловался, то Чиаурели, он был нашим мастером, говорил: "Профессия кинорежиссера – вторая после профессии летчика-испытателя. Она требует лошадиного здоровья и психовыдержки. У кого нет психовыдержки, меняйте профессию"».
Гофман закончил ВГИК в 1955 году, тогда же он дебютировал как режиссер фильмом «Хулиганы», снятом вместе с Ежи Скужевским. В последующие несколько лет они создали почти три десятка документальных фильмов. В игровом кинематографе Гофман, также в союзе со Скужевским, дебютировал в 1964 году фильмом «Гангстеры и филантропы». Картина была удостоена приза Министра культуры и искусства III степени. Потом Гофман снял «Ярмарку чудес», «Отец», еще позже – «Прокаженную», «Знахаря», «Прекрасную незнакомку», «Древнее предание, или Когда Солнце было Богом». Но самые известные фильмы режиссера – экранизации исторической трилогии Генрика Сенкевича. Пан Ежи признается: «Очень люблю Сенкевича, его книги сыграли огромную роль в моей жизни. Трилогию Сенкевича прислал мне с фронта в Сибирь отец, куда наша семья была сослана, когда я был ребенком. Я погружался все больше и больше в эти события, а получилось так, что вначале пришел заключительный роман трилогии - "Пан Володыевский", потом "Потоп", а роман, которым она открывалась, - "Огнем и мечом" - цензура не пропустила, потому что в нем затронута украинско-польская тема. Я и экранизировать начал трилогию с конца».
(Использованы рабочие материалы программы «Монолог в 4-х частях. Ежи Гофман» и материалы статьи «Мобильник — конкурент кино», опубликованной в газете «Аргументы и факты» 1 октября 2003 года).
'Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии
Cияла Родина моя.'