От romix Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.03.2007 07:07:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

[2Исаев Алексей] Фрагмент отчета по недостаткам трансмиссии Т-34 (Кубинка, 1942)

Начало:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1399555.htm
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1313/1313647.htm
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1311/1311794.htm

Спасибо за документ, он очень интересный.
Цитирую полностью попавшие в скан фрагменты отчета (жирный шрифт - мой).


В последнее время, в связи с усилеием средств ПТО, маневренность является, по крайней мере, не меньшей гарантией неуязвимости машины, чем мощная броня. Сочетание хорошей бронировки машины и быстроты ее маневра - основное средство защиты современной боевой машины от огня противотанковой артиллерии.

Неудачная трансмиссия или механизм поворота, неизбежно, делают машину в бою удобной мишенью для противника.

К сожалению, столь существенная роль трансмиссии в обеспечении боевых качеств машины, до сих пор не оценена в должной мере отечественной танковой промышленностью. Даже беглое ознакомление с трансмиссиями отечественных и иностранных машин показывает, что, если, в отношении качества двигателя, бронировки, вооружения, отечественные машины превосходят все известные нам машины иностранных марок, то трансмиссия отечественных танков уступает трансмиссиям иностранных танков, отстала от современного развития техники танкостроения.

Подобному положению немало способствовал распространенный у нас взгляд на танковую трансмиссию как на трансмиссию тракторного типа и недооценка той роли, которую она играет в предопределении тактико-технической и боевой характеристики танка.

Немалую роль сыграла также чрезмерная погоня за простотой конструкции. Простота производства и обслуживание - весьма существенный фактор при оценке и выборе конструкций, но лишь до тех пор, пока простота не покупается дорогой ценой снижения боевых тактических показателей танка.

Это хорошо усвоено двигателистами и поэтому отечественные двигатели разумно сочетают простоту конструкции там, где это возможно, с использованием там, где это требуется, всех достижений двигателестроения, как бы сложны они ни были. К сожалению, подобные, разумные сочетания простоты конструкций с примнением современных достижений танковой техники, не найдены еще конструкторами, работающими над улучшением трансмиссий отечественных машин.

В ходе отечественной войны выявляется много новых конструкций боевых машин, ранее тщательно засекреченных. Все лучшие танки мира теперь доступны для всестороннего их изучения и сравнения.

Настоящий отчет содержит краткие описания и сравнительную оценку трансмиссий танков, нашедших прменение в ходе отечественной войны.

Отчетом охвачены следующие машины:
1. Отечественные танки Т-60, Т-34, КВ.
2. Английские танки МК-II/"Матильда"/ и Мк-III /"Валентин"/.
3. Американские танки типа М-III.

....
Конец скана страницы
....

ВЫВОДЫ
======

1. Коробки перемены передач отечественных танков, особенно танков КВ и Т-34 не удовлетворяют полностью требованиям предъявляемым к современным боевым машинам, уступают коробкам перемены передач, как танков союзников, так и танков противника и отстали по крайней мере на несколько лет от развития техники танкостроения.

2. Среди коробок перемены передач современных танков, рассмотренных в настоящем отчете, наибольший интерес представляет коробка перемены передач типа "Вильсон" с преселекторным управлением, т.к. коробка перемены передач этого типа обеспечивает наибольшую простоту и легкость управления.

3. Отечественные танки уступают танкам противника по унификации коробок перемены передач для машин разных марок. Это создает большие неудобства в производстве, обслуживании и техническом обеспечении действующих частей.

При модернизации отечественных машин необходимо стремиться к максимальной унификации главных фрикционов и коробок перемены передач, особенно для машин Т-34 и КВ.

ПОМ. НАЧАЛЬНИКА НИ ПОЛИГОНА
ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК:- /БАРЫКОВ/

НАЧАЛЬНИК 5 ОТДЕЛА
ИНЖЕНЕР-ПОДПОЛКОВНИК: - /ФРОЛОВ/

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
ИНЖЕНЕР-КАПИТПН: - /АЙЗЕРМАН/





Скажу несколько замечаний по скану.

1. Текст подписан не всеми должностными лицами. Так, подпись
ПОМ. НАЧАЛЬНИКА НИ ПОЛИГОНА
ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК:- /БАРЫКОВ/
отсутствует. Что бы это значило? Он отказался документ подписывать?

2. Текст сильно исчиркан красным карандашом. Но что это значит? Полное согласие с написанным, или может быть, что-то еще?

"Сохранился и разбор трагедии Пушкина, сделанный по заказу Бенкендорфа ... отмеченными красным карандашом шестью местами, подлежавшими исключению или смягчению".
http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lit/lit-513-.htm

Может быть, пометы сделал не подписавший документ инженер-полковник Барыков?

3. На документе должна быть еще дата и печать (подлинность подписей д.б. заверена печатью). Если их нет (секретарь или сам начальник не поставил печать, удостоверяющую подписи) - это не документ, а какой-то черновик.

4. На обороте стоит какой-то прямоугольный штампик - но это же не круглая печать, удостоверяющая подписи начальников, и стоит она не на подписях!
Ск. всего (моя версия - точно не могу разобрать надпись) архивная печать, что это единица хранения, стеллаж такой-то и т.п.

5. Почему подчеркнуты красным названия танков? Не знаю, но хочу заметить, что цвет красного карандаша здесь другой, более яркий.
Блеклые красные пометы хорошо объяснимы (например, вертикальная черта в самом верху справа что значит? она говорит "убрать лишний вертикальный пробел", не так ли?). Другие такие же пометы подчеркивают, возможно, излишне экспрессивный для технического отчета текст.

А кто постарался и поставил яркие пометы с другим смыслом (чуть красный карандаш не сломал)? Это я сказать затрудняюсь. Не наш ли это был современник? Ведь краски со временем тускнеют, выцветают.

Итак, основные замечания:
- Не все подписи
- Нет печатей, удостоверяющих подписи начальников
- Нет даты
- Красные карандашные пометы, или их часть, могли носить редакторский характер

Общий вывод: мы имеем дело с черновым, не согласованным, вариантом отчета, и должен быть еще нормальный вариант отчета, со всеми необходимыми атрибутами документа (чтобы не просто так исчирканная, да еще и скомканная, бумажка, а есть все подписи, дата утверждения, печати, вперед товарищи к исполнению).