|
От
|
Любитель
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.03.2007 16:21:16
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Про Ермака и Кучума в современном научпопе.
Тут недавно в обсуждении всплыла тема оценки в наше время означенных в заголовке сообщения персонажей. Заинтересовавшись вопросом я чуть-чуть поискал Яндексом, может кому-нибудь откопанные ссылки будут интересны. (Наиболее содержательна ПМСМ предпоследняя)
Нечто подобное произошло уже в конце XVI века в Сибири. Главным героем здесь был знаменитый Ермак, именуемый в летописях "разбойником", который "начаша по рекам Дону и Волге воровать и всяких людей побивать и грабить". Спасаясь от царских войск, Ермак в 1582 году ушел со своими людьми на Каму, где обосновались купцы Строгановы, а затем, получив от них необходимое снаряжение, двинулся на Сибирское ханство Кучума. Подобно конкистадорам казаки мечтали о золоте, точнее о "мягком золоте" -- соболях и прочей пушнине, которой, по сведениям Строгановых, в Сибири было изобилие. Подобно тому, как Писарро преподносил испанскому королю слитки золота, Ермак после взятия очередной вражеской крепости отправил простившему его Ивану Грозному "60 сороков соболей с брюшками и хвостами, да 50 бобров черно-карих, да 20 лисиц черно-бурых". И помогло завоевать Сибирь все то же огнестрельное оружие. По крайней мере, по легенде, вошедшей в летопись, пленный, отпущенный казаками, докладывал Кучуму о пришельцах следующее: "Настолько те сильны, что когда из луков своих стреляют, то огонь вспыхивает и дым обильный идет, и сильно сверкает, словно гроза в небесах, а как стрелы отделяются от луков, то их не видно, но ранят и убивают, а защититься от них никакими способами или воинскими доспехами невозможно". Религиозный пыл, с которым конкистадоры покоряли индейцев, был не чужд и казакам, которые шли "на сибирского салтана... на очищение Сибирской земли: место очистити и отогнати безбожного варвара".
http://www.kommersant.ru/k-money/get_page.asp?page_id=12429426.htm&m_id=34914&rid=9
В 16 веке власть перешла снова к потомку Шыбани хана Кучуму (Куцем кан). Хан Кучум укреплял государственность подчинил себе хантыйских и мансийских князей. Приглашая с Бухары шейхов, распространял в ханстве Ислам.
С падением Казанского и Астраханского ханств началась колонизация русскими Урала, что сильно беспокоило Кучума. Организовывались походы ханских войск на поселения купцов Строгановых. Строгановы в связи с этим нанимали к себе на службу казаков.
После удачного набега дружины казаков Ермака с применением огнестрельного оружия на Сибирь происходит ослабление центральной власти, что потом способствовало быстрому захвату Сибири войсками Московского государства. Часть местного населения признала власть Москвы, другая часть поддерживала династию Кучума и вела национально-освободительную борьбу, которая продолжалась вплоть до 18 века.
http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=print&sid=2690
Хан Кучум первым встал на пути завоевательной политики царизма в казахскую степь и остановил ее почти на целый век, В этом его историческая заслуга, место и роль в истории Казахстана.
http://www.el.kz/Culture/History/2006/08/02/kichim.html
Что двигало казаками – загадка. Следует быть правдивыми: о какой-то особой, тем более грубой алчности ермаковцев нам ничего не известно. Зато мы знаем, что богатую добычу они взяли в самом начале похода, но еще несколько лет воевали, не столько приобретая, сколько теряя, так что живым из Сибири вернулся едва ли каждый пятый.
И еще отметим: разбойником Ермак не был. Это один из главных мифов о нем. Позже вернемся к этому подробнее, а пока скажем, что подлинная история Ермака глубже и интереснее, чем наши представления о ней.
http://vera.mrezha.ru/526/6.htm
В Сибири с самого начала была совершенно иная ситуация. По численности ее аборигенное население от Урала до Тихого океана значительно уступало американским собратьям (200-220 тыс. душ мужского пола). Но с самого начала русским землепроходцам, дружине Ермака, противостояло государство в лице Сибирского ханства хана Кучума. А впоследствии их противниками стали калмыки, енисейские кыргызы, мощный союз бурятских племен, поддержанный нойонами Монголии, Джунгарии и Китаем. И каждый из противников России претендовал на политическую гегемонию в своем районе. При этом рассчитывать на то, что сибирский татарин, остяк или калмык примет пришельцев как посланцев с неба, не приходилось: русские и аборигены Западной Сибири уже достаточно хорошо знали друг друга. Это впоследствии, когда русский человек вышел на просторы Восточной Сибири, у ее обитателей мог сложиться сказочный образ пришельца
http://history.nsc.ru/kapital/project/frontier/ch3.html
Если Казанское ханство было завоевано Россией в момент своего максимального ослабления, Сибирское, напротив, при Кучуме достигло политического и экономического расцвета. Внутреннее сопротивление было побеждено: кажется, перед лицом русской экспансии все признали власть Кучума. По данным летописей, в ханстве было 15 городов, каждый из которых представлял из себя прежде всего достаточно мощное укрепление. В ханстве появилось земледелие, неизвестно когда, но летопись упоминает кочевки Кучума к местам, “где у него хлеб посеян”. При раскопках Искера также найдено довольно много земледельческих орудий труда.
http://archeologia.narod.ru/tum/tum.htm