Интересное интервью в местной газет "Номер один"
Леонид Белых, генеральный директор У-УАЗа:
"...Сейчас готовим модернизированный вариант Су-25. В августе будем демонстрировать его на МАКСе. Его итоги много будут значить для судьбы самолетостроения на заводе. Ко времени МАКСа мы должны закончить производство и испытание самолета. Сейчас он в цехе окончательной сборки, уже в этом месяце перейдет на летно-испытательную станцию.
Что касается вертолетной тематики, то 2006 г. оказался для нас достаточно сложным. В декабре 2005 г. даже стоял вопрос о роспуске людей месяца на три, потому что не было контрактов. Но в запасе был китайский вариант, шли переговоры. Поэтому правлением было принято решение завод не закрывать. В январе мы выехали в Китай, там состоялся тендер, который мы выиграли. Этот заказ на 24 вертолета обеспечил нас работой. Затем появились и другие контракты.
В принципе, работать мы начали во второй половине 2006 г., поэтому показатели по году у нас оказались ниже, чем в 2005-м. Большое влияние на деятельность предприятия оказало падение курса доллара. Главным для нас было сохранить кадры. Даже в ущерб развитию производства мы сумели их закрепить за счет увеличения зарплаты. Пусть не всем равномерно, за счет сверхурочных, различных выплат, но, тем не менее, средняя заработная плата возросла почти на 24 процента и составила 11 400 рублей...
...С заказами [сейчас] все в порядке. Более того — у нас такого портфеля заказов в последние десятилетия еще не было. Пусть не все контракты еще вступили в силу, но 50 с лишним машин на этот год нам обеспечено. Естественно, вырастут объемы производства. Не все гладко, конечно. Когда была прошлогодняя пауза, нам пришлось набрать кредитов. Есть проблемы и с исполнением контрактов. За все эти годы была полностью разрушена система материально-технического обеспечения — поставки материалов, комплектующих. Некоторые заводы-поставщики оказались выкуплены иностранными компаниями. Если раньше не было никаких проблем, имелись запасы, можно было позвонить и заказать, то сейчас надо минимум за 6 месяцев подать заявку, сделать предоплату. В условиях отсутствия госзаказа сложно планировать объем материалов, комплектующих, которые будут нужны. Сегодня приходится вырабатывать новую систему поставок, отлаживать связи. Решать эти вопросы и призваны организации, управляющие организующимися по стране холдингами, корпорациями. Сегодня мы понимаем, что выжить по отдельности предприятия не смогут. Хотя в начале вхождения нашего завода в холдинг были сомнения, другое видение работы...
...Большое внимание уделяется вопросу конкуренции Улан-Удэнского авиационного и Казанского вертолетного заводов. С декабря прошлого года "Оборонпром" владеет контрольным пакетом КВЗ. Теперь мы все равноправные партнеры. Думаю, теперь будет гораздо проще решать проблемы взаимоотношений между нашими предприятиями...
...Думаю, проблем не будет, они наоборот решатся. Сейчас мы с КВЗ начали работать по кооперации. Есть такие агрегаты, которые ставятся в единичном количестве на каждый вертолет: экранно-выхлопное устройство, виброгасящее устройство, карданный вал. Мы выпускаем, выпускает Казань, для каждого нужно специальное оборудование. Это нерентабельно. Ясно, что должна быть специализация. Обсуждаются и вопросы разделения рынков сбыта, закрепления стран-заказчиков за заводами...
...Нет, не передадут [производство Ми-8/17 полностью в Казань], я в этом уверен. На самом деле все может случиться с точностью до наоборот. Сегодня Казанский завод освоил "Ансат", в стадии испытаний легкий "Актай", Ми-17, тяжелый Ми-38. Сейчас рынок стал более обширным, есть потребность в вертолетах разного класса. Посмотрите, ожили нефтяники, газовики, Север развивается, естественно, перелетов масса. И надо скорее успеть этот рынок освоить. Возможно, Казань станет специализироваться на машинах новых модификаций, а производство вертолетов типа Ми-17 полностью перейдет к нам.
С [планируемым] производством Ка-62 сегодня есть проблемы. Нет у разработчика двигателя и навигационного комплекса, редуктора, а потому на запуск Ка-62 может уйти 5 лет, а то и больше. Понятно, что надо заниматься другими вертолетами. Поэтому сейчас идут активные переговоры с иностранными партнерами.
...В ходе визита Путина в Италию должно состояться подписание соглашения по производству итальянского вертолета "Агуста Вестланд АW-39" на нашем заводе. Идея на самом деле не новая, но перспективная. В 90-х гг. мы уже вели с "Агустой" переговоры по совместному производству вертолета Ка-64. Время оказалось не совсем удачным. России надо было вложить $100 млн, но в 1993—1994 гг. это оказалось нереально. Проект умер. Но за рубежом такой вертолет нашел воплощение, сегодня там это самый покупаемый вертолет. Они имеют заказы на 3 года вперед...
...Естественно, по той [западной] цене у нас [его] вряд ли будут покупать. Но все решаемо. У нас в России такого вертолета нет. Одного охотника и двух собак возить на Ми-8, Ми-171 очень дорого, а потому есть спрос на небольшие вертолеты. Если вертолет будет собираться у нас на заводе, как сегодня уже собираются в России автомобили, он будет дешевле иностранного аналога, а значит, мы его продадим...
...Если переговоры с итальянцами увенчаются успехом, то проект будет запускаться в ближайшее время, потому что это уже готовый, испытанный, сертифицированный вертолет. На первых порах, возможно, мы будем собирать машину частично, затем постепенно наладим более полное производство. Время покажет...
...Сегодня заводу, конечно, никто инвестиции не дал бы. А холдингу с его активами есть под что привлекать инвестиции. За счет этого и будем проводить перевооружение...
...Ведутся переговоры [от судьбе лопастного завода]. Понятно, что лопастной завод — это частное предприятие. Оно не вошло в холдинг. Лопасти производятся и у нас, и на Казанском заводе. Казанский завод сегодня вошел в холдинг.
Поскольку мы акционерное общество, то заказываем лопасти у тех, кто лучше и дешевле предложит. Здесь нужно торопиться, занять свое место. Они это поняли, активно идет работа, переговоры с холдингом, регулируются вопросы. Нам хорошо иметь лопастной завод рядом. Но нужно, чтоб и рядом, и дешевле...
...В принципе, есть несколько вариантов: или договорные отношения, или продажа части [его] акций холдингу. Последнее заявление Бориса Сергеевича Алешина таково: создание холдинга не ставит задачу покончить с частными производствами, оно должно развиваться. Основной завод пусть занимается проектированием, основной сборкой, а вокруг него должна развиваться сеть предпринимателей. То есть нет цели всех загонять в холдинг. Ведь основному производству часто и невыгодно заниматься изготовлением той или иной детали, выгодно купить ее у частного завода.
Продажа акций предприятия холдингу тоже не несет необратимо страшных последствий для работников, для промышленности республики...
...Я уверен, что производство лопастей на территории республики сохранится...
...На сегодня между заинтересованными сторонами складывается понимание. Я думаю, в ближайшее время этот вопрос будет решен. Уверен, решен безболезненно, и лопастной завод не будет ущемлен. Сегодня мы работаем с У-УЛЗ, продолжаем покупать у них лопасти...
...Количество имеющихся в настоящее время заказов позволяет говорить об устойчивой работе завода, планировать в 2007 г. увеличение объемов производства.
Есть радостные тенденции. Оживает внутренний рынок. Мы поставляем четырнадцать вертолетов Газпрому. Поставили вертолеты компании "ЮТэйр". Ведутся переговоры о поставке двух VIP-салонов для министра обороны России и т.д.
Но основное направление пока, конечно, экспорт. Мы осваиваем новые рынки в Бразилии, Пакистане. Планируется прибытие делегаций, обсуждение контрактов на поставку партии вертолетов. Есть контакты с Перу. Сегодня мы формируем работу 2008 г...
...В прошлом году по причине выезда за пределы республики с завода уволилось 80 человек. Сейчас в Санкт-Петербурге, в Москве, Новосибирске они работают на хороших должностях, в крупных компаниях. Люди знают языки, имеют два образования. Конечно, такие специалисты нашли себе применение...". http://www.pwgs.org/