|
От
|
Роман Храпачевский
|
|
К
|
Рядовой-К
|
|
Дата
|
24.04.2007 14:28:45
|
|
Рубрики
|
Древняя история; Байки;
|
|
Монголы верили, обряды проводили, но все же воевали сами -)
Из "Кратких известий о черных татарах" (1237 г.) известно о том, какую роль монголы придавали гаданиям/магии, в том числе "боевой":
"Их [черных татар] гадание – это исследование обожженных костей бараньих лопаток. Знаки на них определяются по их [направлениям] – вперед или назад – как определяющие счастье или несчастье, и тогда выясняется окончательное решение – отказало Небо или Небо пожаловало. [Черные татары] очень искренне верят в это. Называется оно [гадание] – “обжигание пи-па” . Нет дела, мелкого или крупного, которое [делалось бы] без гадания. Гадание [по всяким случаям] непременно [делают], по многу раз и постоянно.
Когда [я, Сюй] Тин, вследствие приказа [императора] в составе посольского отряда прибыл в степи, владетель татар несколько раз обжигал пи-па, чтобы погадать – отдать ли повеление отпустить или оставить [нас]. Думаю, что в этом [обжигании] пи-па получилось – «возвратить», поэтому [мы] смогли отправиться обратно. Обжигание пи-па – это тоже самое, что и «сверление панцирей черепах» [у китайцев].
...
Если основные войска [черных татар] соединяют [свои] силы и выполняют построение «еж разворачивается» , то [черные татары] вначале обжигают пи-па и [потом] избирают одного человека, чтобы командовал всеми подразделениями.
...
Местность, где они [предпочитают] сражаться, должна быть очень холодной. Если нет снега, то [черные татары] размалывают камни и возносят моления Небу."
Пояснения:
1. пи-па - это китайский музкальный инструмент в плоской стороной (типа мандолины)
2. Китайский комментатор данного трактата и крупнейший исследователь китайских источников о монголах Ван Го-вэй пишет по поводу "боевой магии": "Что касается того места, где у Пэн Да-я говорится: «размалывают камни и возносят моления Небу», то у Ян Юя в «Шань-цзюй синь-хуа» сказано: «Что касается того, что монголы имеют способность вымаливать дождь, то на этот случай [они] смачивают в воде несколько камешков, помещают в миску, перебирают [их] и громко декламируют слова заклинания. Часто выходит, что [заклинания] сбываются. [Эти] камешки, которые обозначаются названием ‘цзо-да’, являются камнями из внутренностей четвероногих зверей. Те, которые большие, как куриное яйцо, не одинаковой [цены] с маленькими. Только те, что добываются из коров и лошадей, являются самыми ценными». Скорее всего это тоже разновидность бычьего или собачьего безоаров . В «Юань-чао би-ши» (цз. 4), в монгольском тексте, в надстрочном примечании к слову ‘чжа-да’ говорится: «действие, способное вызвать ветер и дождь».".
http://rutenica.narod.ru/