От Dersu Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.04.2007 13:05:29 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Как лимузины готовятся к военным парадам. Статья.

"ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНИ" НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ЛИМУЗИНЫ ГОТОВЯТСЯ К ВОЕННЫМ ПАРАДАМ

http://www.vpk-news.ru/

Уже полным ходом идет подготовка к военному параду на Красной площади в честь Дня Победы. Она включает в себя не только строевую подготовку парадных коробок. Есть и машины, внимания которым уделяется не меньше, а, может, больше. Речь - о кабриолетах, сменивших под полководцами коней. Они тоже должны быть "объезжены". Как готовятся представительские лимузины, на которых объезжают парад министр обороны и командующий войсками Московского военного округа? Что, наконец, остается за кадром прямых трансляций с Красной площади?

Кабриолеты ЗиЛ-115В, которые вот уже многие годы подряд используются на парадах, были изготовлены на Заводе им. Лихачева специально для этой цели в 1981 г. всего в трех экземплярах. Таким образом они стали раритетами на ходу: в этом году им исполняется 26 лет. Но в отличие от других легковушек отечественного автопрома эти машины и сейчас достаточно совершенны и современны. Ну а в начале 80-х годов "навороты" парадных кабриолетов ЗиЛ-115В - автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники, кондиционер, электроподъемник тента, электрическая регулировка водительского сиденья, дистанционное управление зеркалами заднего вида, автоматическое омывание и очистка фар - даже не снились советским автолюбителям.

Не удивительно, что машины прекрасно сохранились. На 147-й автобазе Министерства обороны РФ с них буквально пылинки сдувают. Хранятся они в специальном отапливаемом закрытом боксе. За ними ухаживают закрепленные специалисты из числа гражданского персонала базы: Сергей Первеев, Лев Гранкин, Валерий Орешкин, Ромуальдас Сидоравичус. Однако месяца за полтора до парада водительские сиденья в них занимают офицеры.

- Раньше по традиции одну из этих машин водил начальник автобазы Генерального штаба, - рассказывает начальник 147-й автомобильной базы Минобороны РФ полковник Владимир Попов. - То есть, получается, мой предшественник, поскольку 1 июля 1999 года две базы - 147-я автомобильная база грузовых и специальных машин в Екатериновке и автобаза Генерального штаба на Зубовском бульваре и на Хорошевском шоссе - были объединены в одну 147-ю автомобильную базу.

Долгое время в 60-е годы водителем №2 был участник Великой Отечественной войны, ныне полковник в отставке Вячеслав Беляков.

- После того как на конях командовать парадом перестали, - вспоминает Вячеслав Иванович, - первыми водителями на машинах стали адъютанты маршала Василевского и командующего войсками МВО генерала армии (впоследствии - Маршала Советского Союза) Москаленко: Иван Борисов и Николай Калашников. Затем начальник Генерального штаба Матвей Захаров поставил задачу найти для этого двух молодых офицеров-фронтовиков из войск. Нашли Михаила Журавлева и меня. Мы тогда были капитанами.

- Как в ту пору была организована подготовка машин к параду? Тогда все строго было, - продолжает Беляков. - Нас инструктировали генералы из Генштаба (однажды даже лично начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров), сотрудники КГБ. Нас охраняли, за нами присылали машины, когда везли на парад. Ну и подписку мы давали, так что никто из родственников, друзей и знакомых о моей задаче на параде не знал, только супруга догадывалась. По телевизору, конечно, машины показывали, но лица водителей всегда оставались за кадром.

Подготовка к параду для водителей, по словам Вячеслава Ивановича, заключалась в одном - водить. Два-три раза перед каждым парадом гоняли машины на родину Юрия Гагарина в Смоленскую область и обратно, проверяя, как себя ведет машина на шоссе на разных скоростях.

- Сначала у нас были машины ЗиЛ-111, потом ЗиЛ-117, - вспоминает Беляков. - Ни разу на парадах и на тренировках в них не обнаружилось даже малейшей неисправности. Оно и понятно - нас регулярно приглашали на завод. Там машины обслуживали, проверяли, если что не так - сразу меняли деталь или даже весь агрегат. Тогда тоже, как и сейчас, было три машины. Вторая и резервная перед парадом стояли у Спасских ворот, первая - у Боровицких. Министр обороны маршал Малиновский обычно приходил к нам перед выездом, здоровался. В машинах мы были уверены, в себе - тоже. Хотя и волновались, конечно, - все-таки парад смотрит вся страна, да и почти весь мир. Иногда в ночь перед парадом не спалось:

Справлялись с волнением и первые водители нынешнего поколения парадных кабриолетов ЗиЛ-115В. Ими были заместитель начальника базы по эксплуатации полковник Игорь Поминов, начальник авторемонтной мастерской базы полковник Геннадий Думнов и заместитель начальника базы по тылу полковник Виктор Гаряев. Прекрасно водят машины по Красной площади и нынешние водители №1 и 2 - заместитель начальника 147-й автомобильной базы по эксплуатации подполковник Александр Бобровский и начальник парка 147-й автобазы подполковник Андрей Холошевский.

Как и в прежние времена, подготовка к параду для водителей, которых на эти три машины назначают с запасом (четыре-пять человек), начинается загодя. Для начала офицеры привыкают к машине и одновременно проверяют, делая прогоны километров по 100 за городом. Затем начинаются тренировки без войск. Водители отрабатывают все предстоящие на Красной площади маневры: выезд, съезд, остановку, торможение. Таким образом, к первой общей тренировке парадного расчета на Ходынском поле каждый шофер уже хорошо знает свой маневр.

После генеральной репетиции парада создается комиссия. Среди членов комиссии не только должностные лица 147-й базы, но и представители Федеральной службы охраны, завода-изготовителя, Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, ремонтники, эксплуатационники, военпреды завода. Каждый отвечает за свой участок, осматривает свой сектор. Получается, что комиссия проверяет буквально все в автомобиле (даже обученные отыскивать взрывчатые вещества служебные собаки участвуют в проверке). Затем подписывается соответствующий акт и машина сдается под охрану.

И вот наступает праздничный день, когда от действий подполковников Бобровского и Холошевского и всех, кто готовил машины к параду, напрямую зависит имидж государства российского. Рано утром, примерно в 6.30, боксы с автомобилями приезжает вскрывать председатель упомянутой выше комиссии. Затем закрепленные за этими машинами гражданские водители выгоняют их во двор филиала базы. Офицеры, которым предстоит выезжать на них на Красную площадь, еще раз осматривают автомобили, и только после этого машины выходят на маршрут, устремляясь на главную площадь страны.

Центр Москвы для движения всех других транспортных средств перекрыт, а парадным ЗиЛам - "зеленая улица" с машинами сопровождения. Минут через пять кабриолеты уже подходят к Красной площади. Естественно, она оцеплена. У водителей №1, 2 и резервного автомобиля проверяются документы, после чего машины въезжают на площадь. Затем машина министра обороны и дублирующая заходят в Спасскую башню Кремля, а командующего парадом - в Никольскую башню.

В Спасской башне к машине подходит министр обороны. Водитель №1 представляется ему и докладывает о готовности. Затем обычно по просьбе водителя и связиста происходит их фотографирование с министром обороны. Фотосъемка стала доброй традицией, ведь каждый раз после нее все проходило без сучка и задоринки. Дальше для Бобровского главное - вовремя начать движение из Спасской башни.

- Как известно, порядок парада таков: выезжает командующий, затем дается команда на внос знамени, - рассказывает подполковник. - Когда знаменосцы становятся на место, дается команда "вольно". Я это слышу и в этот момент начинаю движение из Спасской башни. Естественно, командующий и водитель во второй машине меня не видят - там же трибуна, люди. Поэтому водитель №2 отсчитывает 14 секунд и начинает движение. Так производится съезд - на скорости 18 км/ч. Напротив мавзолея есть черта, ориентируясь на которую, мы одновременно останавливаемся. Командующий войсками МВО докладывает министру обороны. После чего происходит объезд войск и их приветствие министром обороны. Машины движутся параллельно друг другу, вторая - чуть сзади первой. В это время важно все: и траектория движения, и скорость, и плавность хода, торможения и возобновления движения. Самое главное при этом - взаимопонимание первого и второго номеров.

После того как министр обороны поздоровается с последней из стоящих парадных коробок, под громогласное "ура!" и фанфары Бобровский подвозит его к трибуне, где он, выйдя из машины, производит доклад Верховному главнокомандующему. В это время водитель №1 уезжает с Красной площади на Васильевский спуск, останавливается там и ждет вторую машину. Она, как известно, открывает парад, двигаясь с командующим войсками МВО перед ротой барабанщиков.

...В целом на 147-й автомобильной базе Министерства обороны РФ порядка 1100 единиц всевозможной техники: легковые и грузовые, автобусы, спецтехника для уборки снега, пожарные машины: При этом ежедневно на маршруты для выполнения всевозможных задач - чаще всего, как говорится, в отрыве от основных сил - выходят из парка базы и двух ее филиалов в среднем 500 машин. Столь внушительный объем задач по плечу только сильному, опытному командиру. Конечно же, полковнику Владимиру Попову есть на кого опереться в организации бесперебойного функционирования столь сложного войскового организма. Добросовестно и результативно в своих секторах работают его заместители: полковник Геннадий Кирьян, подполковник Вячеслав Богданов, главный инженер базы подполковник Сергей Калинин. Обеспечивают должный порядок на своих объектах начальники автопарков подполковники Алексей Слепых, Алексей Алешин, начальник учебного автопарка подполковник Алексей Зязин, многие другие офицеры и прапорщики, служащие. Важно и то, что нынешний начальник 147-й автобазы пришел не на пустое место - очень многое для развития базы сделал его предшественник полковник Александр Марченко с 1994 по 2004 г.

Во время парада Владимир Попов обычно находится в кабинете одного из своих подчиненных и смотрит по телевизору, как работают его офицеры. Почему за рулем первой машины не он сам? Несколько лет назад было принято решение: там должны быть более молодые офицеры. Тут же в кабинете смотрят трансляцию с Красной площади и приглашенные ветераны части, для которых приготовлен фуршетный столик. Однако к фронтовым ста граммам никто не притрагивается, пока водители №1 и 2 полностью не выполнят задачу.

По возвращении в филиал водители докладывают начальнику автобазы о выполнении государственной задачи. Полковник Попов поздравляет их, благодарит за службу и начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский. Парадным ЗиЛам дают возможность отдохнуть. А тем временем 147-я автобаза продолжает работать. Прежде всего нужно доставить военнослужащих парадного расчета на железнодорожные вокзалы для отправки к местам постоянной дислокации (например, в прошлом году 9 Мая с Красной площади было перевезено более 1800 человек, для чего выделялось больше сотни автобусов).

Александр ТИХОНОВ