по пункту а - дополнение
>а. почему-то Хунан называется Чингисом в 1206 г. при раздаче чинов и наград темником и ставится во главе "своих" кингитов, при том что сам Хунан никак не отличился в борьбе самого Темучжина. За что такие почести?
Впервые мы узнаем о Хунане, когда монголы из различных племен отдельными куренями присоединяются к Темуджину после его размолвки с Джамухой:
# 122. Пришли к Темучжину еще и следующие. Один курень Генигесцев - Хунан и прочие, одним же куренем - Даритай-отчигин, один курень Унчжин-Сахаитов...
Таким образом, Хунан пришел к Темуджину достаточно рано, а это тоже заслуга (заметим, что численностью группа генигесцев здесь ничем не выделяется - курень, как и у многих других). Вскоре после этого происходит первое провозглашение Темуджина ханом, дальше - долгая война в степи, на протяжении которой мы ничего не слышим о Хунане, но вероятно, что он все время оставался верен Темуджину, ибо в списке нойонов-тысячников 1206 года его имя идет седьмым в ряду наиболее старых и преданных соратников Темуджина.
А вот за что Чингис ценил Хунана (#210):
"С гордым (знатным) человеком - в другую личину не рядился (не менял лица). С человеком врагом - лица не ронял"
и еще нескольких нойонов:
"Эти четверо - Хунан с Коко-Цосом да Дегай с Усун-Евгеном - из таких людей они, которые виденного не скроют, слышанного не утаят".
Причем последний мотив повторяется дважды (#216):"Усун, Хунан, Коко-Цос и Дегай - из таких людей, которые не скрывают и не таят слышанного и виденного и говорят то, что думают."
Примечательно, что именно из этой четверки людей, которые "виденного не скроют, слышанного не утаят" трое назначаются нойонами к сыновьям Чингисхана: Хунан - к Джучи, Коко-Цос - к Чагатаю, и Дегай - к Угэдэю (#243).
Таким образом, Хунана Чингис ценил прежде всего за прямоту и верность. Ну вот такой человек - звезд с неба не хватает, зато не предаст, и не станет интриговать, оказавшись старшим нойоном у потенциального наследника каана.