От AlReD Ответить на сообщение
К Баир Иринчеев Ответить по почте
Дата 07.05.2007 16:43:58 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Память; Версия для печати

Вот что пишут эстонские историки

В справке о памятнике:

"Достоверно утверждать, что романтическая легенда, согласно которой моделью для создания бронзового солдата был известный борец Кристьян Палусалу, нельзя. В глазах Советской власти Палусалу был дезертиром (то есть предателем Родины), который уже был приговорен к смерти за побег из трудового батальона, однако он бежал и во второй раз, на этот раз из штрафной роты. Вряд ли Рооз пошел бы на такой риск, чтобы взять моделью для политически известного памятника только что освободившегося из лагеря врага народа. Хотя бронзовый солдат в некоторой степени и напоминает Палусалу, это не стало препятствием для дальнейшей карьеры Рооза. В 1948 году за «Памятник Освободителям» он получил премию Советской Эстонии, и позднее ему доверялись значительные работы, связанные с понятием идеологической борьбы, например, памятник В. Кингиссепу на горке Харью, который был установлен в 1951 году.
Палусалу – не единственный кандидат на роль модели. По одной легенде, сам Энн Рооз в начале 1960-х годов сказал, что фигуру на Тынисмяги он делал с мастера по вольной борьбе Хельмута Пуури, хотя последний это отрицает, так как позировал Роозу вообще в летном костюме. Предлагались и кандидатура тяжелоатлета, много лет отдавшего педагогической деятельности директора школы Хальянда Халлисмаа, бывшего метателя молота Хельмута Пормейстера, работавшего в рыболовецком колхозе им. Кирова, и других. Сам Э. Рооз говорил: «/.../Моделью в некоторой степени послужили бойцы стрелкового корпуса и позднее, при моделировании головы, живущий недалеко от ателье «юноша-рабочий». /.../” Вероятным кандидатом является Альберт Адамсон, который в 1947 году работал столяром на фабрике Лютера и мог приглянуться скульптору Роозу как сильный и широкоплечий мужчина, которого он и пригласил позировать. Вероятным кандидатом является Альберт Адамсон, сильный и широкоплечий мужчина, который в 1947 году работал столяром на фабрике Лютера и которого скульптор Рооз вполне мог пригласить позировать".

Мне лично кажется, что нет причин подвергать сомнению слова скульптора. Все остальное - местные предания.