От Константин Федченко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.05.2007 12:38:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; 1941; Версия для печати

ТБ-7 в начале войны

По "Советская авиация в ВОВ цифрах", 14 тбап базировался под Киевом на аэродромах Борисполь, Гоголево и имел на 1 июня 38 ТБ-3 (из них исправно 27) и 9 ТБ-7 (из них исправно 5).

Владимир Раткин в статье "Боевой Счет ТБ-3", журнал "Мир Авиации", 2'97 пишет:
"14 ТБАП (18 БАД ВВС КОВО), юго-западное направление, имел 32 исправных самолета (данные на 1.6.41). В ремонте находилось 6 ТБ-3"
- в общем тоже сходится общее количество ТБ-3, данные о ремонте могут быть на разные даты.
и далее:
"1 и 14 ТБАП имели на вооружении старые машины с двигателями М-17 и М-17ф, которые рассчитывали использовать на войне только в качестве транспортно-десантных самолетов. 14 ТБАП перед войной даже носил наименование "десантно-бомбардировочного", с упором на первом слове. Некоторые самолеты в 14 ТБАП встретили войну разоруженными, без бомбодержателей, поэтому их пришлось применять в основном для десантирования людей и грузов, а также для разбрасывания листовок в тылу немецких войск. Соответственно типаж бомб на складах 1 и 14 ТБАП в 1941 г. имел ограниченный характер. Осветительные бомбы отсутствовали, отчего бомбометания первое время производились "вслепую". Из-за отсутствия в полках аэрофотоаппаратов, эффективность бомбовых ударов там оценивали приблизительно."
"Днем 25 июня 1941 г. немцы подвергли бомбардировке аэродромы 14-го полка - Борисполь и Гоголево. На гоголевском аэродроме в тот момент находилось 30 ТБ-3, рассредоточенных по всему полю. Немцы сбросили 36 бомб, сделали 2 захода на штурмовку, но даже слабый зенитный огонь снизил эффект от удара: результатом атак противника был только один сожженный ТБ-3. В 14-м полку он оказался единственной потерей от бомбардировок за весь 1941 г. " (как увидим ниже, это неточность - верно "единственной потерей ТБ-3 от бомбардировок2 - К.Ф.)
"днем 10 июля 1941 г. в районе Житомира: 12 самолетов ТБ-3 14-го ТБАП вылетели на бомбометание без истребительного прикрытия и в районе цели подверглись атаке двух Bf 109. Один из истребителей был сбит дружным огнем с бомбардировщиков, однако второй продолжал атаки и уничтожил 7 машин. Экипажи сбитых самолетов спаслись на парашютах. "

и в том же журнале приведен справочник по ТБ-7 (автор - тот же В.Раткин), из которого следует, что 22.6.41 потеряно на земле от бомбардировок противника пять ТБ-7:
номера 4211, 4213 (командир - Додонов), 4219 (командир - Пахомчик), 4220 (командир - Макаренко),4223.

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap14.dat
"14 тбап. Командир - Глаголев. В мае 1940 г. на вооружение полка поступили первые шесть бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). Осенью 1940 г. летный состав 2-й аэ начал совершать на ТБ-7 первые ознакомительные полеты. Но затем, с декабря 1940 г. полеты были прекращены и лишь в конце весны возобновились. (Причину этого можно узнать у Раткина - 1.12.40 произошла катастрофа с самолетом № 4216, 6 погибших. Командиры - Тульной, затем Курбан - А.А. Курбан выжил. - К.Ф.)К июню 1941 г. по данным НКАП было передано 27 ТБ-7, а по данным НКО - лишь 9 машин, из них 4 неисправных.
На вооружении 1-й и 3-й аэ были бомбардировщики ТБ-3.
Перед войной 2-я аэ базировалась на аэродроме Борисполь под Киевом, а остальные эскадрильи на ТБ-3 11-12.06.41 г. убыли в летние лагеря.
В первые дни войны аэродром в Борисполе был повергнут воздушным ударам, в результате которых минимум два ТБ-7 были уничтожены, а часть других повреждены. Вскоре оставшиеся в летном состоянии ТБ-7 2-й аэ были отведены в тыл."

Бывший штурман 4-го Гв.ГК АДД /Молчанов Г.П./:
"На "Красной линейке" аэродрома угрюмо стояли 4-ре четырех­моторные бомбардировщики ПЕ-8,недавно дислоцировавших на аэродромах подвергшихся бомбардировкам немецкой авиации, случайно уцелевшие и перегнанные в тыл для 412 ДБАП ОН. Самолеты подлежали ремонту и качественному заводскому осмотру. Два новых самолета ПЕ-8 красовались в цехе завода и вот-вот должны войти на "красную линейку". Такой материальной частью располагал наш полк."

(вроде сходится - имелось 9 ТБ-7, пять уничтоженных или поврежденных брошены в Борисполе (может, на утро 22 июня они были исправны, а может и нет), 4 перегнаны в Казань - К.Ф.)

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/bap432.dat
"412 дбап. Начало формирования полка было положено 29.06.41 г., когда полковник В.И.Лебедев получил указание И.В.Сталина о формировании полка особого назначения. Формировался полк в период 03.07 по 09.08.41 г. Приказ о формировании полка датирован 06.07.41 г. В Монино личный состав проходил теоретическую подготовку и тренировки в барокамере, а в Казани получал материальную часть и в течение месяца осваивал ТБ-7. Полк получил название 412-й тбап, основу его составила 2-й аэ 14-го тбап.
Входил в состав 81-й бад -> 3-й ад дд.
Вскоре нумерацию полка изменили и с августа 1941 г. он стал называться 432-й ап ДД. Базировался на аэродроме Ковров.
Утром 10.08.41 г. 8 ТБ-7 (с дизелями М-40Ф) полка перелетели на аэродром Пушкин и вечером взяли курс на Берлин. Семь из восьми кораблей бомбардировали военные объекты противника и сбросили листовки. Один ТБ-7 потерпел катастрофу на взлете, еще четыре были потеряны вследствие повреждений от зенитной артиллерии. Вернулись только три ТБ-7."

(подробности первого вылета на Берлин широко известны - К.Ф.)


===============
может быть, у кого-то есть дополнительные данные по 14 тбап, особенно по бомбардировке аэродрома Борисполь?



С уважением