|
От
|
Дмитрий Козырев
|
|
К
|
Любитель
|
|
Дата
|
25.05.2007 15:51:07
|
|
Рубрики
|
11-19 век; WWII;
|
|
Re: Железнодорожный набросъ.
>Встретил в очередной раз расхожий тезис:
>Между прочим, мудрое решение Николая I установить в России железнодорожную колею шире европейской сыграет свою роль в войне 1941-45 гг. Особенно на начальном этапе, когда немцам остро не хватало паровозов под русскую колею.
К этому "мудрому решению" Николай Павлович имел отдаленное отношение, ибо на время выбора колеи "стефенсонофская колея" еще не была стандартизована как "единая европейская"
Принятый парламентом Великобритании в 1846 г. закон обязывал всех владельцев железных дорог перешить (т.е. перестроить) свои пути на единую «стефенсоновскую» колею. Большинство стран Европы,в конце концов также перешли на этот стандарт. Исключение в Европе составили дороги Ирландии с колеей в 1600 мм, а также Испания и Португалия с колеей 1668 мм.
Обоснование же ширины колеи для России было дано ее инженером:
О выборе колеи для этой дороги инженер П. П. Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: «Трудно допустить, чтобы измерение одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи), принятое почти случайно на первой дороге в Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще…» Мельников предложил колею в 5’, что было на 89 мм шире стефенсоновской. 29 сентября 1842 г. был издан указ «Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги». Крупнейшая дорога России длиной 650 км с колеей 1524 мм стала предшественницей всех российских железных дорог, а также железных дорог Финляндии. С тех пор она именуется «пятифутовой», «советской» или «русской».
т.е. обратите внимание выбор русского стандарта колеи произошел РАНЬШЕ, нежели стефесоновская колея была стандартизована в Англии ! (не в Европе даже)