|
От
|
Муфта
|
|
К
|
Паршев
|
|
Дата
|
31.05.2007 17:31:09
|
|
Рубрики
|
WWII; Армия;
|
|
Скажу чуть подробнее
Противостояние между Совесткой властью и РПЦ имело место быть начинаяс известнеого заявления Патриарха Тихона и шло так или иначе всю гражданскую и первые годы после нее. Пример - 1922 г., когда из храмов забирали имущество в ходе кампании по борьбе с голодом. Все 20-е годы власть, считая РПЦ безусловно враждебной силой, поддерживала ситуацию раскола внутри нее, попеременно поддерживая "обновленцев", "григорьевцев" и "тихоновцев", не давая усилиться ни одному из этих направлений. Как говорил тов. Троцкий в докладной записке от 30 марта 1922 г., утвержденной Политбюро: «Если бы медленно определяющееся буржуазно-соглашательское сменовеховское крыло Церкви развилось и укрепилось, то оно стало бы для социалистической революции гораздо опаснее Церкви в ее нынешнем виде».
Эта тенденция усиливалась вплотьдо конца 20-х, начала 30-х, когда "военная тревога" побудила власти еще более круто взяться за ликвидацию Церкви как института. В начале 1929 г. на места была направлена директива, подписанная секретарем ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановичем, в которой РПЦ называлась "последней легально существующей контрреволюционной организацией" со всеми вытекающими из этого последствиями. Замечу, что были объективные основания так считать: агентурные сообщения "органов" свидетельствали о массовом неприятии Советской власти в среде духовенства. К примеру, после призыва епископа Челябинского Павла (Павловского) поминать о здравии Власть среди челябинского духовенства «поднялось сильное возмущение, все они предложили епископу покинуть г. Челябинск и больше не служить». «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года, в которой он вместе со своими ближайшими сотрудниками писал: «Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его...» вызвала схожую реакцию. Так, челябинский протоиерей А. Н. Муравцев «среди духовенства Челябинского округа назвал поступок Сергия безумным и неправильным».
Волну репрессий против священников и закрытия/уничтожения храмов остановил, ясное дело, кровавый диктатор Сталин известным (?) постановлением Политбюро от 12.09.1933.
Следующая вспышка борьбы с церковью - середина 30-х и, особенно, 1937 г. РПЦЗ сделало ставку на "христолюбивого" фюрера и органы начинают рыть на предмет связей с заграницей, не особо заморачиваясь доказательствами. Превентивная акция, короче. Заговрщиков из "Союза спасения России" сменяют враги из "фашистской группы православного духовенства". И я не думаю, что отношения священства к Совесткой власти в результате сильно поменялось. Не менее известное (?) Постановление Политбюро от 11.11.1939 подводит черту и под этим периодом, но...
Но к этому времени вряд ли кто из советских руководителей ожидал от Сергия упомнутого здесь выступления и прогнозировал СТОЛЬ ЧЕТКУЮ позицию РПЦ. Это, безусловно, был очень сильный ход РПЦ как структуры.