От И. Кошкин Ответить на сообщение
К А.Погорилый Ответить по почте
Дата 31.05.2007 21:30:53 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Вот так, прочитал интернет - узнал правду, да и прнипечатал бедного Пересвета))

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Все это позднейшие додумки, худлит.
>===

В краткой редакции чего? Существует 4 источника о Куликовской битве:

1. Краткий летописный рассказ. Полагается старейшим. имеется в РОгожском летописце, к примеру, под 1380 г., рукопись 2-й половины 15-го века (датировка по бумаге). возводится к недошедшему до нас своду 1409 года, Пересвет там есть, но его должность и то, что он монах именно Сергия - об этом не говорится.
2. Пространный летописный рассказ ("летописная повесить"). Имеется в Софийской 1-й летописи старшего извода, датировка рукописи по бумаге - 70-е годы 15-го века, восходит к Новгородско-Софийскому своду 30-х годов 15-го века. Александр Пересвет упомянут, как бывше прежде боярин добрянский. Судя по всему он был боярином Дмитрия Ольгердовича Брянского. Дмитрий Ольгердович, отъехав к Димитрию Ивановичу, получил в кормление Переяславль, с полками которого и был на куликовом поле. На границе московской и переяславльской земли и стоял Троицкий монастырь. Однако был ли Пересвет его иноком - неизвестно.
3. Краткая редакция "Задонщины". Вариант краткой редакции Кирилло-Белозерского списка видимо создан в 70-90 гг 15-го века книгописцем КБМ Ефросинием на основе не дошедшего до нас первоначального списка "Задонщины" Пересвет есть, именно тут он говорит о том, что лучше на свои мечи навергнуться. Тут же упоминается Ослябя. Об Ослябе есть летописное свидетельство под 1398 г. - он ходил в Царьград с посольством, возил серебро и подарки. Андрей Ослябя, бывший любутский боярин, принял постриг в Троицком монастыре под именем Иродиона (Родиона). Согласно "Задонщине" в битве погиб один из его сыновей - Яков.
4. Сказание - худлит.

В большинстве редакций Львовского синодика имя Александра Пересвета есть. Собственно Троицкая летопись, которой пользоавлся Карамзин, по известным причинам до нас не дошла. Надо учитывать, что упомянутые мною источники существуют в многочисленных редакциях, их исследование продолжалось и продолжается, проводится кропотливый анализ текстов, по некоторым текстологическим особенностям расшифровываются темные места, устанавливается происхождение фрагментов текста.

Так что "Александр Меленберг, историк" - покурит в уголке пока.

Другое дело, что красочные истории с поединками, подъездами к Радонежскому перед Битвой (Донской у него ездил просить боагословления в начале войны) и прочие литературные красивости действительно появляются века так с конца 15-го, начала 16-го, а генуэзская пехота - еще позже)))

>В Краткой редакции имя Пересвета находится только в перечне погибших князей и бояр, причем в самом конце списка. Сейчас можно считать доказанным, что этот перечень воспроизводит официальный государственный синодик, причем в одном из его древнейших списков середины XV в. имя Пересвета отсутствует23, как отсутствует оно и в синодике Троицкого монастыря, в который Пересвет должен был быть внесен, если он был троицким иноком.
>===
> http://library.narod.ru/saga/osnova305.htm

>Вообще информации о том, как творилась легенда о Куликовской битве и как она соотносится с реальностью, достаточно много.

>Вот, например, http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&issue=120&tek=4196&dirid=50
И. Кошкин