|
От
|
А.Погорилый
|
|
К
|
vladvitkam
|
|
Дата
|
07.06.2007 22:02:32
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Re: вот еще...
>если кораблю дует ветер строго в корму, то паруса от бизани к фоку будут "затенять" друг друга. Или нет?
Будут, конечно. На полярных диаграммах зависимости скорости корабля от угла по отношению к ветру четко виден минимум при фордевинде (ветре строго с кормы). Причем и для одномачтовых тоже, если ветер не слишком сильный. Тут сказывается малая скорость вымпельного ветра - ветра относительно корабля. Поскольку скорость вымпельного ветра на этом курсе - это скорость истинного ветра минус скорость корабля.
Известно и как это преодолевать - двигаться галсами под некоторым углом к ветру ("лавировка на фордевинде"). Такое движение очень широко применяют буера (скольжение по льду очень легкое) и спортивные яхты-катамараны (у них малое сопротивление движению). Но чем тяжелее судно, тем потеря скорости на фордевинде меньше.
Вообще чистый фордевинд - курс неприятный. С парусов срываются вихри, раскачивая судно (а стабилизирующее действие парусов, снижающее качку, практически отсутствует), плюс попутная волна. Поэтому парусное судно может "бросить на привод", т.к. при крене появляется момент, разворачивающий нос на ветер, за счет того что сила тяги оказывается сбоку. Более острый курс при этом "броске" приводит к тому, что появляется кренящий момент (ветер дует сбоку), крен и стремление привестись носом к ветру возрастают. Это называется брочинг, и при сильном ветре может привести к опрокидыванию или потере мачт.
Поэтому "убегать от шторма" (это одна из тактик поведения при шторме - двигаться по ветру) оптимально не на чистом фордевинде, а курсом бакштаг, когда ветер дует не строго в корму.