|
От
|
А.Погорилый
|
|
К
|
vladvitkam
|
|
Дата
|
09.06.2007 18:32:18
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Re: ну, если...
>насчет неустойчивости - это я понимаю. Физику учил в школе и институте :)
>в результате затененения передних парусов точка приложения равнодествующей тяги парусов смещается назад, создается момент относительно центра тяжести, вызывающий отворот с курса - это понятно
Но это нетрудно преодолеть. Задние паруса берутся на гитовы (притягиваются к реям) или убираются. Стлько задних парусов, чтобы центр приложения силы тяги был расположен как надо.
>насчет вихрей, раскачивающих судно и попутной волны - не очень
Обтекание паруса, расположенного поперек ветра - вихревое. Вихри периодически с паруса срываются, при этом сила тяги испытывает вполне заметные колебания. При крене это создает раскачивания, которые усиливают сами себя (чем больше крен, тем больше кренящий момент от силы тяги, срыв вихрей происходит в фазе с колебаниями от крена).
Я это испытал на себе на небольшой яхте. Приходится откренивать, гася эти раскачивания, иначе перевернется только так.
Скатывание с волны - опасный момент. Нос судна упирается в склон следующей волны, а та волна с которой скатывается, стремится забросить корму вбок (если есть боковое отклонение - оно этим усиливается). Так опрокидываются и моторные суда на попутной волне.
>давным-давно, то-ли в "музее" ТМ, то-ли в "Морской коллекции" МК видел картинку какого-то турецкого или алжирского корсара с латинским парусным вооружением. Насчет водоизмещения не помню, но с учетом 2-х или 3-мачт и кучи пушек тонн 300-400 наверное было, если не больше.
>Так вот, отражалось ли и если да, то как, несимметричное действие латинского паруса на тактике таких военных судов и в чем это могло выражаться?
Повторяю еще раз - реек латинского паруса (и сам парус) надо при повороте переносить на другую сторону мачты. Что при достаточном и тренированном экипаже не должно быть проблемой.
Вообще поворот большого судна - действие не простое и не быстрое. При прямом вооружении приходится все реи поворачивать и все шкоты (тросы, растягивающие нижний угол парусов) и брасы (торсы, прикрепленные к концам реев) выбирать с другой стороны. Шкоты передних парусов - тоже. Причем все это в строго определенной последовательности. В частности, передние треугольные паруса сразу после поворота оверштаг (когда судно проходит линию ветра носом, т.е. ветер дул слева, потом с носа, потом на новом галсе справа) некоторое время выбраны на прежнем галсе, ветер в них задувет с другой стороны, они работают на задний ход, но боковая составляющая силы на них вертит нос в нужном направлении. Точно в срок их надо растравить и перенести на другой борт. А прямые паруса надо точно в срок развернуть. В общем, занятие находится всем. Причем если что не так или не вовремя сделано - судно не совершает поворот, остается на том же галсе.