От Antenna Ответить на сообщение
К NV Ответить по почте
Дата 17.07.2007 12:02:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

39 лет назад

Многие, вероятно, помнят описание подводного корабля капитана Немо, сделанное профессором Аронаксом:
«… Я очутился в столовой, обставленной и отделанной со строгим вкусом. Высокие дубовые поставцы, инкрустированные чёрным деревом, стояли в противоположных концах зала. В середине стоял богато убранный стол.
…Двухстворчатая дверь в глубине столовой распахнулась, и мы вошли в соседнюю комнату. Это была библиотека. По размерам она не уступала столовой. В высоких, до самого потолка, шкафах из палисандрового дерева с бронзовой отделкой хранилось много книг в одинаковых переплётах. Шкафы тянулись вдоль всех стен комнаты. Широкие, обтянутые коричневой кожей диваны манили к отдыху. Середину комнаты занимал большой стол, заваленный грудой книг. Этот величественный зал освещался электрическими полушариями, вделанными в потолок…
В этот момент капитан Немо растворил дверь, противоположную той, через которую мы вошли в библиотеку, и я оказался в ослепительно освещенном
салоне.
Это был просторный зал с закругленными углами, длиною в десять, шириною в шесть, высотою в пять метров. Сильные лампы, скрытые за узорчатым
орнаментом потолка, выдержанного в духе мавританских сводчатых покрытий, бросали мягкий свет на сокровища этого музея. Да, это был настоящий музей,
в котором мастерской и щедрой рукой были соединены воедино дары природы и искусства в том живописном беспорядке, какой обличает жилище художника.»
А вот как описывает внутреннюю обстановку в реальной подлодке «Пантера» (постройки 1916 года) её командир И. А. Быховский:
«… Нелегко новичку свыкнуться и с бытовыми условиями на подводной лодке, две трети или три четверти внутреннего объёма которой заняты всевозможными механизмами и устройствами. Далеко не всякий из экипажа имеет постоянную койку, а обычно делит её с подвахтенными товарищами»(«Героическая «Пантера»», Лениздат 1959)
Или например, отрывки из книги П. Д. Грищенко «Мои друзья подводники»:
«… После погружения лодки не прошло и часа… Времени мало… Теснота в отсеке сковывает все движения…»
В чём же дело? Отчего такой необыкновенный комфорт и простор на лодке капитана Немо и такая теснота на реальных подводных лодках? Неужели дело только в спартанской скромности обстановки военных кораблей, в экономии места? Но тогда почему мы читаем у Л. Соболева и у других писателей- маринистов о роскошных кают- компаниях линкоров и крейсеров?
Во всём оказывается виноват… закон Архимеда. Не вдаваясь в подробности устройства подводных лодок, можно сказать, что в надводном положении это фактически тоже надводный корабль. Приняв в специальные балластные цистерны забортную воду, он начинает погружаться, пока не исчезнет его верхняя точка. В тот момент лодка становится невесомой, как рыба. Объём лодки расчитан так, что при полном погружении величина его (в кубических метрах) в точности равна весу подводной лодки с балластом (в тоннах). При этом конечно учитывают, что кубометр пресной воды весит одну тонну, а морской несколько больше.
Закон Архимеда гласит, что тело, погружённое в жидкость теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Значит лодка теряет ровно столько, сколько она весит, ибо вес её в тоннах численно равен объёму её в кубометрах (или, что то же самое- водоизмещению, которое принято также измерять в тоннах).
Прервём наш экскурс в элементарную физику и снова обратимся к роману Жюля Верна. Глава тринадцатая «Некоторые цифры»:
"Площадь его равняется одной тысяче одиннадцати и сорока пяти сотым квадратных метров, объем равен одной тысяче пятистам и двум десятым
кубических метров; короче говоря, корабль, полностью погруженный в воду, вытесняет тысячу пятьсот и две десятых кубических метров, или тонн, воды.
Составляя план судна, предназначенного к подводному плаванию, я исходил из того расчета, что при спуске в воду девять десятых его объема были бы
погружены в море и одна десятая выступала из воды. При таких условиях судно должно было вытеснять только девять десятых своего объема, иначе
говоря, одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых кубических метров воды, и весить столько же тонн. Конструкция судна не допускала,
стало быть, нагрузки свыше этого веса."
Из дальнейшего объяснения капитана Немо мы узнаём, что вес «Наутилуса», или, по современной терминологии, нагрузка корабля слагается из следующих частей: внешний корпус, внутренний корпус, машины, балласт (твёрдый), оборудование, обстановка- всего 1350 тонн, водяной балласт 150 тонн. Итого 1500 тонн. Возникает вопрос- как могло в корпусе «Наутилуса» объёмом 1350 кубометров, разместиться 1350 тонн груза (водяной балласт весит в тоннах стоько, сколько он занимает в кубометрах)? Конечно, если бы речь шла о предметах, состоящих из сплошного металла, проблемы не было бы: 1350 тонн заняли бы всего 115 кубометров объёма.А остальной объём теоретически можно было бы занять под помещения. Но ведь оборудование, механизмы, приборы- далеко не монолитные тела. Например оборудование кают- оно занимает очень много места, а весит (относительно) ничтожно мало. Возьмём за образец четырёхместной каюты купе жёсткого вагона современного поезда. Каковы его габариты, иначе говоря его водоизмещение? Длина- около 2 метров, такая же ширина и высота около 2,5 метров. Значит обьём такой каюты- 10 кубометров, стремящихся всплыть. А что противостоит этому объёму? Разве наберётся 10 тонн веса в четырёх койках, шкафчике, умывальнике, столике? Всё это весит ничтожно мало по сравнению с занимаемым объёмом.
Значит каюты лодки создают дефицит веса. Это должно быть чем то скомпенсировано. Может быть механизмами? Скажем, на современных лодках- дизелями, тяжёлыми электромоторами. Отчасти это конечно так. Казалось бы, тяжёлый, массивный дизель. Уж он то точно весит больше, чем занимает кубатуры? К примеру, возьмём двигатель 40Д. Вес его около 10 тонн. Габаритные размеры- 2170х2010х3340 мм. И выходит, что для установки двигатель требует не менее 14 кубометров… Лучше обстоит дело с аккумуляторами. Это очень тжёлые агрегаты, каждый кубометр которых весит около 3 тонн. Но нельзя же всю лодку заставить одними аккумуляторами. Выходит. что без специальных мер, лодку очень трудно загнать под воду- она будет весить меньше, чем водоизмещать. И потому конструкторы подводных лодок для соблюдения баланса веса и плавучести вынуждены безжалостно урезать объёмы помещений лодки. Каюты делают микроскопическими, посты тесными, отсеки крохотными, отсеки- максимально стеснёнными.
А у «Наутилуса» один салон имел объём 300 кубометров. Значит там должно было быть около 300 тонн груза. Но обстановка там не могла весить и 20й доли этой величины. Если библиотеку «Наутилуса» сплошь заставить книгами без единого миллиметра свободного пространства, то и тогда вес книг не мог бы компенсировать этого объёма. Даже если бы корпус лодки был набит дизелями, он бы не смог погрузиться- вес груза не компенсировал бы затраченного объёма.
Инженер- кораблестроитель.
А Гроссман. "Наука и жизнь" (1968, № 3)

Ну и другие отметились, например "Уральский следопыт"
http://fandom.rusf.ru/about_fan/prokopik_1.htm